проанализировать звуковой строй стихотворения К.Д. Бальмонта "Песня без слов". Как звуковая организация выражению авторской мысли?
Бальмонт стоял у истоков русского символизма и стремился к тому, чтобы смысл поэтического произведения рождался через музыку. Этого можно было достичь, лишь работая над фонетикой стихотворения, тщательном отбирая слова с определёнными звуками. Благодаря такой кропотливой работе, родились стихотворения, отличающиеся изысканной звукописью.
И в этом стихотворении Бальмонту тоже удалось добиться неподражаемого мелодического звучания. Чтобы в этом убедиться, обратим внимание на первую строфу:
Ландыши, лютики, ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луг расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей.
При обилия буквы «Л» в словах поэту удается передать состояние неги. Эта же нега чувствуется в строке из последнего четверостишия, в трёх словах которой из четырёх тоже есть буква «Л»: Полной Луны переменчивый лик.
Во втором четверостишии мы слышим иные звуки:
Новый восторг воскресает для жителей
Сказочной светлой свободной страны...
В этих стихах многократно повторяющийся глухой звук «С» создаёт нежный шелест листьев и трав.
Подобрать по три примера аллитерации, ассонанса, звукоподражания и звукописи из художественной литературы.
1. Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.
Из бледного бокала
Блаженство допивал. (К. Бальмонт)
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой... (А.С. Пушкин)
Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Д. Бальмонт)
2. Ассонанс – это литературный прием, который заключается в повторении отдельных гласных звуков или их сочетаний.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут. (М.Ю. Лермонтов)
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта! (А.А. Блок)
По небу голубому
Проехал грохот грома... (С.Я. Маршак)
3. Звукоподражание – это слова, имитирующие звуки внешнего мира. Цель звукоподражания – средствами фоники создать у читателя эффект «звукового присутствия».
Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца! (В. Хлебников)
Еду, еду в чистом поле,
Колокольчик динь-динь-динь...
А внизу, в подполье, с обеих сторон по голому телу розгами – чик, чик, чик... (Д.С. Мережковский)
4. Звукопись – повторение похожих звуковых сочетаний в художественной речи; комплекс приёмов, усиливающих звуковую выразительность речи; это звуковые повторы, воспроизводящие звучащую картину действительности (восклицания людей, крики животных и птиц и т.д.).
Саша Гончаров - школьник, ему шестнадцатый год. Мама Мария Георгиевна его бережет и любит. Были летние каникулы, когда началась война, наступило очень неспокойное и тревожное время. Но в кинотеатре показывали комедию, и Саша с Марией Георгиевной пошли в кино. По дороге начался артобстрел, бомбы падали на асфальт прямо перед ними. Мама потащила Сашу в бомбоубежище, но у бомбоубежища появляется дворник. Он не пускает их внутрь, говоря, что не хватит места для детей, а Саша уже не ребенок. Тогда мама тащит Сашу по переулку, где то и дело взрываются новые и новые бомбы. Они прячутся в первом попавшемся подвале. Через три часа бомбежка кончилась, они вышли из подвала и направились домой. Проходя мимо бомбоубежища, они увидели, как из него выносят трупы детей и их матерей. Тут же лежал убитый дворник. "Прямое попадание", - услышали они.
проанализировать звуковой строй стихотворения К.Д. Бальмонта "Песня без слов". Как звуковая организация выражению авторской мысли?
Бальмонт стоял у истоков русского символизма и стремился к тому, чтобы смысл поэтического произведения рождался через музыку. Этого можно было достичь, лишь работая над фонетикой стихотворения, тщательном отбирая слова с определёнными звуками. Благодаря такой кропотливой работе, родились стихотворения, отличающиеся изысканной звукописью.
И в этом стихотворении Бальмонту тоже удалось добиться неподражаемого мелодического звучания. Чтобы в этом убедиться, обратим внимание на первую строфу:
Ландыши, лютики, ласки любовные.
Ласточки лепет. Лобзанье лучей.
Лес зеленеющий. Луг расцветающий.
Светлый свободный журчащий ручей.
При обилия буквы «Л» в словах поэту удается передать состояние неги. Эта же нега чувствуется в строке из последнего четверостишия, в трёх словах которой из четырёх тоже есть буква «Л»: Полной Луны переменчивый лик.
Во втором четверостишии мы слышим иные звуки:
Новый восторг воскресает для жителей
Сказочной светлой свободной страны...
В этих стихах многократно повторяющийся глухой звук «С» создаёт нежный шелест листьев и трав.
Подобрать по три примера аллитерации, ассонанса, звукоподражания и звукописи из художественной литературы.
1. Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.
Из бледного бокала
Блаженство допивал. (К. Бальмонт)
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой... (А.С. Пушкин)
Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Д. Бальмонт)
2. Ассонанс – это литературный прием, который заключается в повторении отдельных гласных звуков или их сочетаний.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут. (М.Ю. Лермонтов)
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта! (А.А. Блок)
По небу голубому
Проехал грохот грома... (С.Я. Маршак)
3. Звукоподражание – это слова, имитирующие звуки внешнего мира. Цель звукоподражания – средствами фоники создать у читателя эффект «звукового присутствия».
Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца! (В. Хлебников)
Еду, еду в чистом поле,
Колокольчик динь-динь-динь...
А внизу, в подполье, с обеих сторон по голому телу розгами – чик, чик, чик... (Д.С. Мережковский)
4. Звукопись – повторение похожих звуковых сочетаний в художественной речи; комплекс приёмов, усиливающих звуковую выразительность речи; это звуковые повторы, воспроизводящие звучащую картину действительности (восклицания людей, крики животных и птиц и т.д.).
Или кто вспомнил утраты,
Вешнюю вспомнил тоску?
И раздается трёхкратно
Ясно и томно: ку-ку. (А.А. Фет)
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод …( А.А. Фет)
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища. (А.С. Пушкин)
Саша Гончаров - школьник, ему шестнадцатый год. Мама Мария Георгиевна его бережет и любит. Были летние каникулы, когда началась война, наступило очень неспокойное и тревожное время. Но в кинотеатре показывали комедию, и Саша с Марией Георгиевной пошли в кино. По дороге начался артобстрел, бомбы падали на асфальт прямо перед ними. Мама потащила Сашу в бомбоубежище, но у бомбоубежища появляется дворник. Он не пускает их внутрь, говоря, что не хватит места для детей, а Саша уже не ребенок. Тогда мама тащит Сашу по переулку, где то и дело взрываются новые и новые бомбы. Они прячутся в первом попавшемся подвале. Через три часа бомбежка кончилась, они вышли из подвала и направились домой. Проходя мимо бомбоубежища, они увидели, как из него выносят трупы детей и их матерей. Тут же лежал убитый дворник. "Прямое попадание", - услышали они.