Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» оказывается жертвой клеветы: его объявляют сумасшедшим. Характерно, что слух о Чацком пущен невольно. Сначала он сам, иронизируя над своей безнадежной любовью, произносит слова: «От сумасшествия могу я остеречься… » На это признание Софья говорит про себя: «Вот нехотя с ума свела» . Затем, будучи выведена из себя нападками Чацкого на Молчалина, она повторяет: «Он не в своем уме» . Приписывая герою желание «унизить» и «кольнуть» всякого, Софья не поторопилась исправить свою оговорку о безумии дерзкого Чацкого и совершила тем самым подлость. Невзначай брошенные слова Софьи подхватывают и распространяют гг. Н. и Д. , сплет-ник Загорецкий и другие гости Фамусова. Узнав о мнимом сумасшествии Чацкого, они даже не задумываются, правда этот слух или ложь. Грибоедов показывает внутреннюю пустоту этих людей, которые с удовольствием смакуют новость. Однако не только любовь к сплетням побуждает этих людей злорадствовать. Взгляды Чацкого кажутся представителям фамусовского общества опасными. И Фамусов, и Молчалин и раньше считали героя опасным чудаком, который «пользы не находит» в службе, не хочет искать покровительства. Об этом свидетельствуют доводы Фамусова в пользу слуха. Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет! Попробуй о властях, - и нивесть что наскажет! Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом, Хоть пред монаршиим лицом, Так назовет он подлецом! … Фамусову вторят остальные персонажи: «Мне отсоветовал в Москве служить в архи-вах» , - говорит Молчалин. «А мужу моему совет дал жить в деревне» , - подхватывает Наталья Дмитревна. Таким образом, автор противопоставляет героя и окружающее его общество, истину и ложь, показывает, насколько глубока несовместимость Чацкого и фамусовского общества. Итак, в обществе появляется сплетня о сумасшествии Чацкого, умного и благородного человека, чьи взгляды кажутся представителям фамусовского общества недопустимыми. Спорить с умным и образованным человеком эти люди остерегаются, а вот если объявить его безумцем, то на речи того, кто «с ума спрыгнул» можно не обращать внимания, его остается только
Петр Гринев — главный герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» . С раннего детства на формирование его характера и взглядов большое влияние оказали родители — честные и порядочные люди, которые много повидали на своем жизненном пути. Они сумели привить Петруше Гриневу любовь к родине, верность своему долгу и данному слову, уважительное отношение к старшим, смелость, стремление к справедливости. Воспитали в нем Человека с большой буквы-Человека Чести. Отец, отправляя сына на службу в армию, прежде всего руководствуется целью вырастить из него не беспутного шалопая, транжиру, но настоящего солдата, человека отважного и благородного. Он так обозначает для Петруши жизненные ориентиры: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» . Полученные уроки не для Петра Андреевича Гринева даром. Живя в Белогорской крепости, он зарекомендовал себя храбрым офицером и хорошим товарищем, человеком, ценящим честь превыше всего. Со шпагой в руке, рискуя собственной жизнью, отстаивает он доброе имя Маши Мироновой, оклеветанной лицемерным и малодушным Швабриным. Влюбленный Гринев открывается нам с новой стороны. Становится ясно, что он пылкий и нежный поклонник, готовый пожертвовать своей жизнью ради счастья любимой, побороться за Любовь. Однако автор, считая, что истинная суть человека раскрывается в критических ситуациях, подвергает своего героя многочисленным испытаниям. Став свидетелем героической смерти дорогих и уважаемых им людей — Ивана Кузмича и Василисы Егоровны Мироновых, вынужденный разлучиться с Машей, оставив ее в руках ненавистного ухажера, Петр Гринев проявляет большую силу духа и мужество, безупречную порядочность. Судьбе не удается сломить его, заставить отречься от собственных взглядов. Характер молодого человека становится более закаленным, ему открываются истинные ценности человеческой жизни. Я думаю, что на примере своих героев Пушкин показывает нам те жизненные ориентиры, к которым стоит стремиться, потоку что такие нравственные ценности, как честь и достоинство, верность долгу никогда не утратят своего значения.
Характерно, что слух о Чацком пущен невольно. Сначала он сам, иронизируя над своей безнадежной любовью, произносит слова: «От сумасшествия могу я остеречься… » На это признание Софья говорит про себя: «Вот нехотя с ума свела» . Затем, будучи выведена из себя нападками Чацкого на Молчалина, она повторяет: «Он не в своем уме» . Приписывая герою желание «унизить» и «кольнуть» всякого, Софья не поторопилась исправить свою оговорку о безумии дерзкого Чацкого и совершила тем самым подлость.
Невзначай брошенные слова Софьи подхватывают и распространяют гг. Н. и Д. , сплет-ник Загорецкий и другие гости Фамусова. Узнав о мнимом сумасшествии Чацкого, они даже не задумываются, правда этот слух или ложь. Грибоедов показывает внутреннюю пустоту этих людей, которые с удовольствием смакуют новость.
Однако не только любовь к сплетням побуждает этих людей злорадствовать. Взгляды Чацкого кажутся представителям фамусовского общества опасными. И Фамусов, и Молчалин и раньше считали героя опасным чудаком, который «пользы не находит» в службе, не хочет искать покровительства. Об этом свидетельствуют доводы Фамусова в пользу слуха.
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях, - и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом! …
Фамусову вторят остальные персонажи: «Мне отсоветовал в Москве служить в архи-вах» , - говорит Молчалин. «А мужу моему совет дал жить в деревне» , - подхватывает Наталья Дмитревна. Таким образом, автор противопоставляет героя и окружающее его общество, истину и ложь, показывает, насколько глубока несовместимость Чацкого и фамусовского общества.
Итак, в обществе появляется сплетня о сумасшествии Чацкого, умного и благородного человека, чьи взгляды кажутся представителям фамусовского общества недопустимыми. Спорить с умным и образованным человеком эти люди остерегаются, а вот если объявить его безумцем, то на речи того, кто «с ума спрыгнул» можно не обращать внимания, его остается только
Отец, отправляя сына на службу в армию, прежде всего руководствуется целью вырастить из него не беспутного шалопая, транжиру, но настоящего солдата, человека отважного и благородного. Он так обозначает для Петруши жизненные ориентиры: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду» .
Полученные уроки не для Петра Андреевича Гринева даром. Живя в Белогорской крепости, он зарекомендовал себя храбрым офицером и хорошим товарищем, человеком, ценящим честь превыше всего. Со шпагой в руке, рискуя собственной жизнью, отстаивает он доброе имя Маши Мироновой, оклеветанной лицемерным и малодушным Швабриным.
Влюбленный Гринев открывается нам с новой стороны. Становится ясно, что он пылкий и нежный поклонник, готовый пожертвовать своей жизнью ради счастья любимой, побороться за Любовь.
Однако автор, считая, что истинная суть человека раскрывается в критических ситуациях, подвергает своего героя многочисленным испытаниям. Став свидетелем героической смерти дорогих и уважаемых им людей — Ивана Кузмича и Василисы Егоровны Мироновых, вынужденный разлучиться с Машей, оставив ее в руках ненавистного ухажера, Петр Гринев проявляет большую силу духа и мужество, безупречную порядочность. Судьбе не удается сломить его, заставить отречься от собственных взглядов. Характер молодого человека становится более закаленным, ему открываются истинные ценности человеческой жизни.
Я думаю, что на примере своих героев Пушкин показывает нам те жизненные ориентиры, к которым стоит стремиться, потоку что такие нравственные ценности, как честь и достоинство, верность долгу никогда не утратят своего значения.