Фёдор Александрович Абрамов ( 1920 – 1983г.г.) – известный русский писатель, автор многочисленных произведений о русской деревне. Произведения Ф.А. Абрамова представляют жизнь сельского труженика, учат уважать сельский труд.
Судьба писателя была неразрывно связана с судьбой России. Вместе со своим народом он Великую Отечественную войну, после победы вернулся в Ленинград, закончил учёбу, преподавал в университете, стал писателем. Но к жизни в большом городе так до конца и не смог привыкнуть.
Во многих произведениях автор выражает любовь к «братьям нашим меньшим», к животным. Особенно дороги были Ф.Абрамову лошади. Об этих чудесных животных его рассказ «О чём плачут лошади». В нём автор возвращается к своему детству: «в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей…»
Писатель Абрамов отмечает особую красоту лошади, любуется этим добрым и умным животным. Однако это любование перемешивается с чувством жалости к лошадям и даже вины перед ними, ведь жизнь деревенской лошади трагична - нелегко жилось беднягам.
Писатель в рассказе наделяет лошадь человеческими чертами характера. Вместе с рассказчиком главной героиней повествования становится колхозная лошадь Рыжуха.
Чтобы подчеркнуть неразрывную связь человека и животного, Абрамов показывает дружбу между ними, и даже использует художественное преувеличение. Рыжуха наделяется говорить. И проявляется этот дар в момент, когда лошади тяжелее всего, ее мучает во Были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо?»
Автор не смог объяснить, почему счастливые времена для лошадей Но мы-то с вами понимаем, что причина в том, что человек перестал нуждаться в лошади. На колхозных полях работают комбайны и тракторы, кавалерию в армии заменили танки. Вместо карет — машины и поезда. Без лошади научился обходиться человек, и животное сразу лишилось внимания, заботы, любви.
В свое время французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц» написал фразу, ставшую крылатой: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вслед за Экзюпери Абрамов также напоминает нам об ответственности за все живое на Земле, ведь если человек — царь природы, то все его подданные должны чувствовать себя под его защитой.
ПИСЬМЕННО проанализируйте рассказ по плану:
1. Слово об авторе.
2. Почему так автор назвал рассказ?
3. Тема, идея рассказа.
4. Герои. Их особенности. С какой целью автор представляет этих героев?
5. Основной сюжет. Сумейте сжато передать содержание рассказа.
6. Определите отношение автора к героям рассказа, выразите своё мнение о героях.
7. Какие средства языка использует автор? Их цель.
8. О чём заставил Вас задуматься данный рассказ?
1. Брудастый Дементий Варламович (Органчик)
2. Молчаливый и угрюмый человек. Суровый, жестокий. Едва приехав в город, он высекает розгами множество ямщиков. Однажды градоначальника обнаруживает, что у Брудастого вместо головы оргáн. Это устройство произносит только две фразы - "Разорю" и "Не потерплю!" (За это Брудастый получает прозвище "Органчик"):
3.Брудастый проявляет себя как распорядительный начальник. Оказавшись в Глупове, Брудастый без остановки работает, издавая приказы и повторяя фразу "Не потерплю!"
Запирался в кабинете, не ел, не пил, а выскрёбывал пером все новые и новые понуждения. Брудастый усердно занимается накопившимися недоимками (неуплаченным налогам)
Он не общается с жителями, а лишь фыркает и произносит одну и ту же фразу "Не потерплю!" При Брудастом в городе кипит деятельность чиновников и полиции.
По приказу Брудастого чиновники секут и порют жителей, отбирают у них имущество за долги и т. д.
4. Суровый градоначальник Брудастый вызывает у глуповцев ужас и страх. При Брудастом жители Глупова впадают в уныние.
"Глупов, беспечный, добродушно‑веселый Глупов, приуныл. Нет более оживленных сходок за воротами домов, умолкло щелканье подсолнухов, нет игры в бабки! Улицы запустели, на площадях показались хищные звери. Люди только по нужде оставляли дома свои и, на мгновение показавши испуганные и изнуренные лица, тотчас же хоронились."
5. Образ персонажа, автор формировал, используя сатирические приемы – гиперболу, аллегорию, элементы фантастики. В целом вышел яркий гротескный портрет.
урок доброты, неравнодушия к чужой беде.
Лидия Михайловна понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и
родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает
от учительницы. Мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым
она его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость — отправляет ему посылку. Но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница не оставляет мыслей мальчику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он.
В этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы.
Название рассказа «Уроки французского» заставляют задуматься и о роли учебного предмета "французский язык" в суровые послевоенные годы. Тогда, изучение иностранных языков казалось роскошью, ненужной и бесполезной. А тем более лишним казался французский язык в деревне, где ученики едва-едва могли освоить основные предметы. Но все эти уроки мальчик запоминает на всю жизнь.
Думаю так!