Фёдор Иванович Тютчев (1803 – 1873) * * *
(1) Восток белел. Ладья катилась,
(2) Ветрило весело звучало, –
(3) Как опрокинутое небо,
(4) Под нами море трепетало...
(5) Восток алел. Она молилась,
(6) С чела откинув покрывало, –
(7) Дышала на устах молитва,
(8) Во взорах небо ликовало...
(9) Восток вспылал. Она склонилась
(10) Блестящая поникла выя, –
(11) И по младенческим ланитам
(12) Струились капли огневые...
(1836)
17. [ ] Определите одним словом время суток, описанное в стихотворении.
Скачать текст
18. [ ] Какие художественные приёмы использованы в строках 1–4?
Отметьте три варианта.
эпитет
олицетворение
сравнение
градация
эпифора
оксюморон
Скачать текст
19. [ ] Какие художественные приёмы использованы в строках 5–8?
Отметьте ДВА варианта.
метонимия
оксюморон
эпитет
перифраза
сравнение
олицетворение
Скачать текст
20. [ ] Какие художественные приёмы использованы в строках 9–12?
Отметьте ДВА варианта.
сравнение
градация
эпифора
метафора
эпитет
оксюморон
Скачать текст
21. [ ] Выпишите из текста стихотворения устаревшее слово со значением «парус».
Скачать текст
22. [ ] Выпишите из текста стихотворения устаревшее слово со значением «шея».
Скачать текст
23. [ ] Как называются слова, при которых обрисован облик героини?
историзмы
фразеологизмы
архаизмы
жаргонизмы
Скачать текст
24. [ ] Каким размером написано стихотворение?
Шестистопным хореем
Четырёхстопным ямбом
Трёхстопным амфибрахием
Двустопным дактилем
Скачать текст
25. [ ] Какая рифмовка использована в стихотворении?
перекрёстная
опоясывающая
парная
кольцевая
Скачать текст
26. [ ] Первая и третья строки каждого четверостишия не рифмуются между собой. Как называются такие строки?
холостые
незамужние
белые
вольные
Скачать текст
27. [ ] Какой художественный приём использован в начальных строках каждой строфы?
ответьте двумя словами: словосочетанием, где главное слово мужского рода, а зависимое – прилагательное.
ответ запишите в два поля.
Скачать текст
28. [ ] Чем отличается последняя строфа от предыдущих?
Отметьте два варианта.
В последней строфе использованы местоимения первого лица.
В последней строфе героиня смеётся.
В последней строфе героиня плачет.
В последней строфе использован оксюморон.
В последней строфе иной стихотворный размер, чем в предыдущих.
В последней строфе использованы глаголы совершенного вида.
Скачать текст
29. [ ] Эпитет «младенческие» подчёркивает
то, что героиня – младенец
бессмысленность действий героини
чистоту и невинность героини
то, что у героини чисто вымытые щёки
Жанры научного стиля речи
Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов.
В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как
• собственно научный,
• научно-информативный,
• научно-справочный,
• учебно-научный,
• научно-популярный.
Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.
Объяснение:
Вічність образу пана Журдена
Читаючи комедію Мольєра "Міщанин-шляхтич", мимоволі думаєш, що великий драматург якимось містичним чином побачив і наш час - сучасних Журденів, коли люди неосвічені, часом навіть малограмотні, прагнуть здобути і титул, і владу. Журдени ніколи не вмруть, поки існуватимуть ті, хто вважає, що можна купити те, що не дано природою.
Подекуди герой Мольєра викликає навіть співчуття - адже він хоче чогось навчитися! Але те, як він це робить, викликає тільки сміх. У нього немає найголовнішого - природного розуму, природного здорового глузду, який є навіть у селянина. Він заводить дружбу з людьми, що потихеньку обкрадають його. Він приймає авантюриста Доранта, тому що в того є титул і гарні манери, і відштовхує чесного Клеонта, тому що гой не дворянин. Він носить коштовний, але смішний і чудернацький одяг... Ну чим не "новий росіянин" із сучасного анекдоту?
Але, яким би смішним не був Журден зі своїми претензіями на дворянство, він усе-таки виший від своєї жінки, що заперечує освіту взагалі. Інша річ, що в прагненні наслідувати дворянство зовні, він одягається в безглузді убрання ("Усі добродії так носять"), безглуздо поводиться ("Егей, два моїх лакеї!"). Але повернемося до нашого часу.
Хіба не нагадує це тих, хто "із бруду в князі"? На жаль, дурість людська не знає меж. "Не місце прикрашає людину, а людина місце"; "Як не коваль, то й рук не погань" - ці і подібні до них прислів'я дуже мудрі. Мольєр говорить нам: головне не в титулі і не в гарних манерах, за ними можуть ховатися без тна дурість і неуцтво.
На жаль, журдени жили, живуть і житимуть. Вони будуть намагатися купити собі розум, манери, родовід або щось подібне. Але Мольєр ще понад триста років тому показав, до чого це все приводить.