ФОРМУЄМО ЛІТЕРАТУРНУ КОМПЕТЕНТНІСТЬ Емоційно-ціннісна лінія
І рівень. Завдання 1. Виберіть правильну відповідь і назвіть букву, яка їй відповідає.
Головною цінністю у творах античності є
А природа
Б людина
B боги
Г мистецтво
ЖИТТЯ
ІІ рівень. Завдання 2. Установіть відповідність між міфологічними героями та
їхніми характеристиками.
Герой
Характеристика
1 Одіссей
A необачний
2 Сінон
Б благородний
3 Лаокоон
В віщий
4 Ахілл
Г брехливий
д хитромудрий
ІІІ рівень. Завдання 3. Розкрийте сутність понять «патріотизм» і «героїзм» на
прикладі прочитаних творів античності.
ІV рівень. Завдання 4. Напишіть твір-роздум на тему «Ідеали античної людини»
(10-12 речень).
Літературознавча лінія
І рівень. Завдання 5. Виберіть правильну відповідь і назвіть букву, яка їй відпо-
відає.
Хронологічними межами античності є
А X ст. до н. е. - VІІ ст. н. е.
Б IX ст. до н. е. - V ст. н. е.
В V ст. до н. е. - VIII ст. н. е.
Г VIII ст. до н. е. - V ст. н. е.
дXI ст. до н. е. - ІІІ ст. н. е.
ІІ рівень. Завдання 6. Установіть відповідність між жанрами та творами.
Жанр
Твір
1 епос
А «Прометей закутий»
2 елегія
Б «До Мельпомени»
3
Ода
В «Барвношатна владарко, Афродіто...»
трагедія
Г «Добре вмирати тому...»
д «Іліада»
4
ІІІ рівень. Завдання 7. Поясніть роль богів у розвитку сюжету «Іліади» Гомера.
ІV рівень. Завдання 8. Створіть схему інтернет-сайту «Антична література»,
який сприяв би популяризації літератури та мистецтва античності.
83
Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино».
Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи.
«Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Рассказчик, пожилой солдат войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.
Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»:
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью.
«Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость.
Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия?
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков.
Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».