Преступление и наказание" - одно из величайших произведений мировой литературы. Написанное в эпоху мощных социальных сдвигов и нравственных потрясений, оно вместило в себя все страдания, боли и раны того времени. Это - плач о душе человеческой, оказавшейся в тяжелейших условиях быта. Поиски выхода из мира наживы и расчета в царство доброй правды - вот основная идея романа. В страшных картинах нищеты, невыносимой духоты жизни предстает перед нами Петербург, где человека на каждом шагу подстерегают проблемы, унижения, "тупики", порождающие нравственные конфликты и противоречия. Эпизод "Соня и Раскольников читают Евангелие" очень важен в произведении. Через него мы познаем духовный мир двух героев, их мысли, страдания, надежды. Он является началом очищения души Раскольникова, его сближения с обществом, Богом. . Ведь вынести муки совести в одиночестве герой не в состоянии. Раскольников предпочел "хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством… замучило его". Эпизод чтения перекликается в душе Раскольникова с эпизодом убийства Лизаветы. Упоминание о ней призывает героя открыться, покаяться, разрушить ту стену, которая встала между ним и близкими ему людьми. Ведь перед приходом к Сонечке, Раскольников прощается с сестрой и матерью. Он бежит от них. Чувство вины заставляет его оставить родных, друзей.Эпизод можно разделить на три части. Первая - приход Раскольникова, разговор о семье, о Боге. Вторая - чтение Евангелия, и, наконец, третья представляет собой зов, зов Раскольникова "пойдем вместе… Я пришел к тебе". В первой части раскрывается характер Сони. Униженная, но не сломленная, она на все готова идти ради любимых ею людей. Ее тихий, мягкий, покорный голос "зазвенел и прорвался", когда речь зашла о самом дорогом ей, о ее вере. Самоотверженность Сони далека от смирения, она вся направлена на погибающих. Потому и не липнет к ней "грязь обстановки убогой". Герой глубоко заблуждается, пытаясь отождествить свое преступление с самоотречением Сонечки. "Ты тоже переступила", - говорит он. Однако есть различие между стремлением к добру с допущением зла и добровольным самопожертвованием во имя любви к ближнему. Раскольников хотел найти в ней союзницу по преступлению, а нашел союзницу по наказанию. Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее: "У меня теперь одна ты"."Убийца и блудница", как называет их Достоевский, пробуждаются для новой жизни. "Их воскресила любовь, сердце одного заключило бесконечные источники жизни для сердца другого