Функции художественного стиля Эстетическая- главная функция (художественный стиль, используя разнообразные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в читателе эмоциональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать). Отражение, преображение всех сторон действительности, использование их как объектов творчества Воздействие на читателя
Сфера применения Эстетическая сфера общения Духовная жизнь общества Используется в художественных произведениях
Основные задачи высказывания Образное описание событий Передача впечатлений Выражение чувств автора Воздействие на чувства читателя
Отличительные стилевые черты Образность Конкретность Выразительность Эмоциональность Авторская индивидуальность
Разновидности языка художественной литературы Прозаическая речь Стихотворная речь
Отличительные языковые черты художественного стиля речи В языке художественной речи всеобъемлюще отражаются и словарный состав, и грамматический строй речи во всём богатстве и многообразии. Являясь частью литературного языка, язык художественной литературы вместе с тем выходит за его пределы, поскольку включает в себя и языковые средства, находящиеся за рамками современного русского литературного языка: диалектизмы жаргонизмы и т.д.
Языковые средства Конкретные слова: не птицы, а грачи, скворцы, ласточки и т.д.; не сказал, а напомнил, предупредил, посоветовал. Слова в переносном значении: море огней, спит земля . Эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательными суффиксами: берёзка, ключик, звёздочка , серенький ; б) с суффиксом –оват- (-еват-): сладковатый, синеватый. Глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия ( зацвёл сад ). Глаголы настоящего времени вместо Ходил я за грибами. Вдруг вижу…) Предложения во побудительные. Предложения восклицательные.
Основные жанры художественного стиля (по родам литературы) Эпос- роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня Лирика- стихотворение, поэма, элегия, песня, послание Драма- трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.
Взаимосвязь стилей речи Художественный стиль речи нередко включает в себя, в зависимости от задач текста, разговорный, публицистический, а иногда официально-деловой и научный. Этот стиль при необходимости вбирает в себя средства всех других стилей, которые подчиняются главной функции художественного стиля- эстетической.
Автор: И. А. Бунин Произведение: Кавказ Это сочинение списано 45 119 раз
Теме любви посвящены многие рассказы И. А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.
С системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.
Но подлинная трагедия происходит не здесь. Это трагедия третьего – обманутого мужа. О нем известно немного. Со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер». Он как-то сказал ей: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. У него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. Наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он искал жену и, не найдя ее нигде, застрелился в номере гостиницы.
Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.
И. А. Бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний
Жилин Иван -русский офицер,из небогатой дворянской семьи.Небольшого роста ,но складный и удалой молодой барин.Служит на Кавказе деньгами старенькой матери.Не женат,мать нашла ему подходящую невесту и ждёт дома.Собираясь навестить мать,Жилин берёт отпуск ,но по дороге домой попадает в плен.Здесь проявляются его моральные качества:непокорный,с сильным характером,он не теряет надежд ,оптимист и верит в себя.Осторожен,но упорен в своих стремлениях,пытается действовать в любых обстоятельствах.Сильный и смелый,он не может смириться с положением пленника ждать не от кого,рассчитывая только на себя,Жилин на себе готов нести товарища,не бросив его на растерзание врагам.Умный и прямолинейный,Жилин умеет ладить с людьми,его уважают даже враги,за его характер,"золотые руки" и его чувство достоинства,которое он не теряет даже в плену.Благодаря смекалке,ловкости ему удалось сбежать,а мужество,отвага и тяга к жизни ему успешно добраться "до своих".
Костылин -из состоятельной дворянской семьи,русский офицер и служит на Кавказе.Высокого роста,неуклюжий "неженка",толстый и слабый.Пессимист по-натуре,Костылин не пытается ничего изменить,попав в плен.Он ждёт,когда за него заплатит выкуп его семья,спит и жалуется на жизнь.Слабохарактерный барин,трусливый и не умеющий ничего делать.Здоровье слабое,а дух ещё слабее.Легко может бросить товарища в беде,так он и поступил с Жилиным.Оставшись в плену,Костылин получил свободу,его выкупили через месяц,но чуть живого.
Тяга к свободе,жажда жизни Жилина от смерти,за него некому внести выкуп и его ждёт смерть.Он видит в жизни хорошее людям, и за это его уважают даже враги,а в маленькой девочке Дине он находит друга,который ему бежать.Честь и достоинство Жилину оставаться офицером в любой ситуации,даже в плену.Судьба Жилина-это судьба защитника Родины,для него честь и совесть-не пустые слова,чего нельзя сказать о Костылине.Бросив товарища в беде,струсив перед врагом,он выбирает себе судьбу пленника,безвольного и опустошённого.Пленник своей совести,Костылин никогда не сможет с гордостью говорить о защите Родины.Неженкам не место среди офицеров,деньги лишь его жизнь,а не честь и достоинство.Такие разные судьбы у двух товарищей,которые вместе служили на Кавказе.