Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. У него был старший сын от первой жены Бортэ по имени Джучи.
Джучи-хан тоже стал великим полководцем, участвовавшим, вместе со своим отцом, в завоеваниях Средней Азии. Он командовал самостоятельным отрядом в низовьях реки Сыр-Дарьи.
Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. Тогда жизнь кочевников заключалась в завоеваниях чужих земель, расширявших территориальные границы степного государства моголов (так раньше назывались монголы). Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана.
Однажды с охоты не вернулся его любимый сын — Джучи и хан послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе.
Надо сказать, что в те годы у тюрков, в том числе и монголов, существовал закон: за хорошую «красную» весть щедро награждать, а за плохую «черную» — жестоко наказывать.
Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды.
И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти.
Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «О, великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбыру и ты узнаешь о судьбе своего сына».
И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть…
Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы у жестокого властелина…
И повелел тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на нее из ковша раскаленный свинец.
Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из четырех струн не выдержав боли,… лопнули.
С той поры у домбыры осталось только две струны, но она по-прежнему поет.
…много легенд сложено о домбыре и это одна из них.
Знаменитый роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" вышел в свет около полутора веков назад - в 1866 году. Роман давно вошел в золотой фонд не только русской, но и всемирной литературы.
Кто-то может сказать, что духовные терзания Раскольникова - убийцы с тонкой душой, сочувствовавшего страдающим беднякам и мечтавшего изменить мир - остались там, в 19-м веке. Но на мой взгляд, роман Достоевского сейчас актуален как никогда.
Множество людей продолжают задавать себе тот самый вопрос, мучивший героя: "позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?". Они не уверены в ответе даже сейчас, в 21-м веке, спустя полтора века после выхода романа Достоевского, который дал на этот вопрос четкий однозначный ответ. К сожалению, и сейчас многие наступают на те же грабли, что и Родион Раскольников, поделивший человечество на два сорта.
Раскольников, жаждавший "поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?", пошел на убийство, хотя сама мысль о насилии вызывала у него отвращение. Последовавшие за этим душевные муки, возможно, послужили толчком к очищению и обновлению души героя, но никакие муки совести не вернут к жизни убитых, какими бы несимпатичными они ни были бы.
Еще Достоевский предостерегал нас от искушения считать себя вправе решать, кто достоин жить, а кто нет. Никто не вправе ставить себя выше закона. "Преступление и наказание" ясно дает нам это понять. Поэтому роман Достоевского никогда не устареет... А жаль.
Много легенд сложено о домбыре. Вот одна из них:
— Давно это было. Очень давно…
Еще, когда домбыра была четырехструнной.
Жил на свете великий и жестокий хан Темучжин, известный в истории древнего мира как Чингисхан, завоевавший и объединивший многие тюркские народы. У него был старший сын от первой жены Бортэ по имени Джучи.
Джучи-хан тоже стал великим полководцем, участвовавшим, вместе со своим отцом, в завоеваниях Средней Азии. Он командовал самостоятельным отрядом в низовьях реки Сыр-Дарьи.
Чингисхан был жестоким правителем, гнева которого боялись не только враги, но и подчиненные. Тогда жизнь кочевников заключалась в завоеваниях чужих земель, расширявших территориальные границы степного государства моголов (так раньше назывались монголы). Между войнами грозные степняки занимались скотоводством и охотой. Любили охотиться на диких зверей и дети Чингисхана.
Однажды с охоты не вернулся его любимый сын — Джучи и хан послал в степь гонцов с целью найти сына или принести весть о его судьбе.
Надо сказать, что в те годы у тюрков, в том числе и монголов, существовал закон: за хорошую «красную» весть щедро награждать, а за плохую «черную» — жестоко наказывать.
Узнав о смерти молодого хана, гонцы испугались гнева грозного отца и не вернулись. Чингисхан метался в припадке ярости, требуя принести ему хоть какую-нибудь весточку о судьбе наследника. Но все было напрасно. Подданные боялись жестокой казни и не решались открыть, неутешному отцу, правды.
И тогда пришел к хану старый акын. Он прожил долгую жизнь и не боялся смерти.
Поклонившись повелителю мира в пояс, он сказал: «О, великий хан, справедливость твоя не имеет границ. Слушай мою домбыру и ты узнаешь о судьбе своего сына».
И полилась печальная повесть о том, как охотился на диких куланов молодой хан Джучи, подстрелив одного из них. Но раненый кулан был разъярен и, ударив ногой охотника, поразил его насмерть…
Долго еще пела домбыра, рассказывая о неудачной охоте, долго текли слезы у жестокого властелина…
И повелел тогда старый хан казнить домбыру. И плеснули на нее из ковша раскаленный свинец.
Застонала домбыра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из четырех струн не выдержав боли,… лопнули.
С той поры у домбыры осталось только две струны, но она по-прежнему поет.
…много легенд сложено о домбыре и это одна из них.
Знаменитый роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" вышел в свет около полутора веков назад - в 1866 году. Роман давно вошел в золотой фонд не только русской, но и всемирной литературы.
Кто-то может сказать, что духовные терзания Раскольникова - убийцы с тонкой душой, сочувствовавшего страдающим беднякам и мечтавшего изменить мир - остались там, в 19-м веке. Но на мой взгляд, роман Достоевского сейчас актуален как никогда.
Множество людей продолжают задавать себе тот самый вопрос, мучивший героя: "позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?". Они не уверены в ответе даже сейчас, в 21-м веке, спустя полтора века после выхода романа Достоевского, который дал на этот вопрос четкий однозначный ответ. К сожалению, и сейчас многие наступают на те же грабли, что и Родион Раскольников, поделивший человечество на два сорта.
Раскольников, жаждавший "поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?", пошел на убийство, хотя сама мысль о насилии вызывала у него отвращение. Последовавшие за этим душевные муки, возможно, послужили толчком к очищению и обновлению души героя, но никакие муки совести не вернут к жизни убитых, какими бы несимпатичными они ни были бы.
Еще Достоевский предостерегал нас от искушения считать себя вправе решать, кто достоин жить, а кто нет. Никто не вправе ставить себя выше закона. "Преступление и наказание" ясно дает нам это понять. Поэтому роман Достоевского никогда не устареет... А жаль.