Вповести противопоставляются маруся и соня. такое противопоставление называется антитезой. маруся – худенькая маленькая девочка четырех лет. «это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, - пишет короленко в главе «знакомство продолжается» . - несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шаталась, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика…. » вася сравнивал марусю со своей сестрой, которой тоже было четыре года: «моя соня была кругла, как пышка, и , как мячик. она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетает алую ленту» . соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. маруся росла в нищете и часто бывала голодная. за ней ухаживал брат валек.
алеша пешков — главный герой повести «детство» повесть “детство” — это автобиографическое произведение м. горького, главный герой которой — алеша пешков. после того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. в доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер алеши. хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. с первых дней в доме деда алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. также алеше не понравились его дядья. в доме деда жил слепой мастер григорий, он был уже старый. часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. алеша был не таким. он понимал григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не разговорчив. алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там , которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался.в повести "детство" м. горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. странноватая, полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. в жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом. мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и в любой ситуации. у бабушки была приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым. говорила бабушка весело, складно, нараспев. часто упоминала бога. все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть. цыганок(иван) - второстепенный герой повести максима горького "детство". прозвали его цыганком за смуглую кожу, чёрные волосы и, конечно, за то, что был он нечист на руку: "бабушка объяснила мне, что цыганок не столько покупает на базаре, сколько ворует. внешность у цыганка была привлекательная: "квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза под густыми бровями и белые зубы под чёрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады". автор уважает цыганка за его "золотые руки", за его честность по отношению к хозяевам (бабушке и деду). умер цыганок в субботу, в начале зимы. цыганоку дяде якову нести крест, на могилу его жены. цыганок поскользнулся, его придавило крестом. похоронили его незаметно, непамятно. радда-дочь солдата данилы, молодая цыганка, как говорит автор, "нонку равнять с раддой нельзя-много чести нонке. о ней, этой радде, словами и не скажешь ничего. может быть, её красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает". радда прекрасна, неподражаема и уникальна. гордости радды предела нет, она остаётся в ней даже после смерти. однажды один старый магнат предложил радде поцеловать его за деньги, но девушка отвернулась, показав полное безразличие. да и большой кошель, брошенный к её ногам, она пнула в грязь будто невзначай. власов павел михайлович — сын главной героини романа, потомственный рабочий, ставший профессиональным революционером. прототипом персонажа послужил сормовский рабочий п. заломов. в то же время судьба горь-ковского персонажа связана с символикой искупительной жертвы; поскольку в начале повести изображен резкий перелом в жизни п., который из обычного фабричного парня превращается в сознательного политического борца, допустимо видеть в его имени намек на связь с образом апостола. первый решительный поступок п. — сопротивление побоям со стороны отца, слесаря михаила власова, у которого подсознательный социальный протест выливается в пьянство и агрессивное поведение.ниловна, власова пелагея ниловна — главная героиня повести, образ которой символизирует россию (ср. «мать-родина»), а также содержит евангельские ассоциации. с н. в повести связана доминирующая точка зрения — общечеловеческое, «народное» восприятие событий. динамика характера героини призвана показать изменения народной психологии. материнская любовь к сыну трансформируется у н. в любовь к людям вообще; христианский смысл любви совмещается с идеей активной политической борьбы. революционное движение осмысляется н. как всемирное движение «детей», которому она, как мать, не может не сочувствовать.