В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Писатель раскрыл многие стороны человеческой природы, принципы устройства окружающего нас мира. Так, важнейшей темой в произведении является вопрос судьбы человека – чем она определяется, может ли человек как-то повлиять на свою судьбу? На мой взгляд, несмотря на весь мистицизм Булгакова, писатель считает, что каждый сам определяет свою жизнь. Главным образом, тем, какие выборы он делает, какие решения принимает, на чьей стороне - Добра или Зла – остается. Именно с определенным выбором связано в романе духовное возрождение или умирание его героев. Так, по мнению автора, одним из качеств человека, которое мешает сделать правильный выбор, является трусость. «Трусость – самый страшный порок»,- говорит Иешуа Га-Ноцри перед смертью. Почему именно этот грех мудрец считает ужаснейшим? По мнению Га-Ноцри, трусость является причиной всех других грехов – это с попустительства труса вершатся несправедливости, убийства, другие злодеяния. Поддавшись страху, человек всегда делает выбор в сторону Зла – неверный выбор. И потом за это ему приходится очень тяжело расплачиваться. Наиярчайшим примером тому в романе является Понтий Пилат - его поведение по отношению к Иешуа, а, в конечном итоге, и к своему народу. Пилат сделал свой выбор. Он пошел против совести, сердца, души, оправдываясь тем, что не ведал, что его поступок повлечет за собой ужасные последствия. Но ведь это не так! Он знал будущее подсудимого, причём очень хорошо: «Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо неё появилась другая. На этой голове сидел редкозубый золотой венец… Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», а потом: «Погибли!..». Но прокуратор настойчиво гнал от себя видения, не хотел понимать, что истину нельзя подчинять законам. В итоге - игемон погубил себя. Как только он мысленно принял решение по поводу судьбы Га-Ноцри, собственная судьба Пилата была предрешена. Этот герой имел шанс на но упустил его … Чтобы подчеркнуть, что на судьбы человека во все времена влияют неизменные причины, Булгаков часто переносит нас в свою современность – Москву 30-ых годов 20 века. И мы понимаем, что сущность человеческая, натура людей нисколько не изменилась. Они все так же стоят перед выбором, как и герои романа мастера, как и Понтий Пилат. Казалось бы, перед жителями современной Булгакову Москвы стоят актуальные проблемы, в частности, квартирный вопрос. Однако, решая его, они все так же выбирают, чью сторону им занять – Добра или Зла; поддаться соблазну или охранить свою душу. Жители Москвы несут председателю домового комитета Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства. И там разворачиваются поистине шекспировские страсти: «мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами». Никанор Иванович уже давно сделал свой выбор – разве можно устоять перед соблазном и лишиться всех тех благ и выгод, что сами идут в руки? Так, герой не может устоять перед огромной суммой денег, которую ему предлагают иностранцы (свита Воланда). В очередной раз он делает свой выбор, который становится роковым. Рубли самым странным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович превращается не только во взяточника, но и в валютчика. После чего судьба его оказывается решенной -он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся мучительные сны. Кроме того, мы наблюдаем, как люди принимают решения, когда Воланд и его свита дают сеанс черной магии в Варьете. В тот момент, когда на сцене появились платья, туфли, ковры, больше половины зала бросились к сцене: «Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось,- шёлковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов». Но уже на следующий день после «обогащения» москвичи остаются ни с чем. Что же плохого было в их выборе, за что они пострадали? В первую очередь, за то, что предали в себе человека, забыли о своем достоинстве, променяли его на «тряпки. Поэтому все они остались голыми, показав всем свое «нутро», не прикрытое ни уважением к себе, ни к другим. Таким образом, Булгаков показывает нам, что человек сам определяет свою судьбу. Бог, Дьявол, сама Жизнь часто ставят нас перед трудным выбором, определиться в котором бывает очень непросто. Однако наказание или награда за то или иное решение следует неизменно. Именно из них, в конечно итоге, и состоит судьба каждого человека. Герои романа «Мастер и Маргарита» в полной мере подтверждают эту истину.
Кутузов и Наполеон в Бородинском сражении( по роману .Л.Н.Толстого "Война и мир"
Бородинское сражение стало для многих героев романа Толстого "Война и мир" моментом истины ,который высветил ярче присущие героям черты характера .Мы видим бесстрашие Пьера ,сугубо гражданского человека , на Бородинском поле .Мы узнали ,как получил смертельную рану А.Болконский ,не позволивший себе при своих солдатах броситься на землю ,чтобы от снаряда ..Мы наблюдаем ,как самоотверженно и просто исполняют свой долг русские солдаты . Мы видим и полководцев :Наполеона и Кутузова .Как они ведут себя во время Бородинской битвы ? И как изобразил их великий Толстой ? По - разному показаны нам во время Бородинской битвы главнокомандующие армий :Наполеон и Кутузов Толстой не любил Наполеона ,и считается ,что изобразил его в романе недостаточно объективно .Но вот таким видим и мы французского полководца .Тот любил производить впечатление на своих подчинённых .Это было для Наполеона очень важно.Накануне боя он картинно разглядывал портрет сына .присланный из Парижа .Он отказался завтракать ,давал распоряжения ,посылала приказы .Одним словом ,вёл бурную деятельность .И хотя Император простыл и сидел отёкший и с красным носом ,он всё равно беспокоился о том ,какое производит впечатление на окружающих .Но все ухищрения ,всё военное мастерство ,вся мощь французской армии разбивались о непоколебимую стойкость и мужество противника. И Наполеон с ужасом начинал понимать ,что он проигрывает сражение.Он напряжённо - деятелен ,бесконечно рассылает адъютантов ,одевается ,переодевается ,принимает посланцев из Парижа ,отдаёт распоряжения .диктует приказы ,дважды объезжает позицию и . т .д .Но с некоторого момента Наполеон уже не думает о том ,какое он производит впечатление ,его фантастический мир вечного успеха ,удачи ,неуязвимости ,сменяется реальным миром .в котором ему пришлось признать ,что Кутузов ,как полководец ,превзошёл его . Если для Толстого Наполеон - воплощение суетности ,то Кутузов ,по мнению писателя ,спокойно отдаётся воле событий .Кутузову посвящена при описании Бородино всего одна глава ( тогда как Наполеону -7) Как же Толстой рисует Кутузова в Бородинской битве ? Очень правдиво ."В длинном сюртуке на огромном толщиной теле ,с сутулой спиной ,с открытой белой головой и с вытекшим ,белым глазом на оплывшем лице "-таков Кутузов перед Бородинской битвой ."Опустившись на колени перед иконой ,он потом не мог встать от тяжести и слабости " Толстой много раз подчёркивает физическую немощность полководца.Но это только усиливает впечатление духовной мощи ,исходящей от него .Он преклоняет колени перед иконой .сознавая торжественность настоящей минуты .А вот Кутузов во время битвы ."Он сидит ,понуря седую голову и опустившись тяжёлым телом на покрытой ковром лавке ".Он не делал никаких распоряжений ,а только соглашался или не соглашался на то ,что предлагали ему "Кутузов вроде дремлет.Ему тоже приносят донесения ,но он ,выслушав их ,не отдаёт никаких приказаний .Только рассылает адъютантов ,узнать ,какие дела на фронтах и нельзя ли чего сделать ( просит узнать у Ермолова ) Но когда он узнает ,что войска разбиты и бегут ,он ,нахмурившись ,кричит :"Как вы смеете ...и снова кричит ,задыхаясь ,чуть не плача ,крестится и говорит :"Неприятель побеждён .и завтра погоним его со священной земли русской "В разгар событий он ( в отличие от Наполеона )" с трудом жевал жареную курицу и почти заснул на своей скамье .Но он знал то ,чего не знал Наполеон :что "решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего ,не место ,на котором стоят войска ,не количество пушек и убитых людей ,а та неуловимая сила ,называемая Духом войска" ,о которой говорили Пьер с Андреем накануне Однако ,получив донесения о прорывах во время битвы и победах на флангах ,Кутузов отправляет депеши во все подразделения ,чтобы поднять боевой дух армии.Этот боевой дух ,по мнению писателя, и определил нравственный исход сражения .Русские стояли ,несмотря на то ,что вражеские снаряды вырывали солдат целыми отрядами .Вот с этого момента Наполеон и вся его армия начали испытывать "чувство ужаса перед тем врагом ,который ,потеряв половину войска ,стоял так же грозно в конце ,как и в начале сражения".Люди защищали свою святую землю .На французов "в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего ДУХОМ противника ". Так показаны полководцы во время Бородинской битвы .И мы видим ,на чьей стороне симпатии автора романа .Мы гордимся своей страной и своим народом и главнокомандующим Кутузовым ,в далёком 1812 году не отдавшими родину на растерзание врагу
Так, важнейшей темой в произведении является вопрос судьбы человека – чем она определяется, может ли человек как-то повлиять на свою судьбу? На мой взгляд, несмотря на весь мистицизм Булгакова, писатель считает, что каждый сам определяет свою жизнь. Главным образом, тем, какие выборы он делает, какие решения принимает, на чьей стороне - Добра или Зла – остается.
Именно с определенным выбором связано в романе духовное возрождение или умирание его героев. Так, по мнению автора, одним из качеств человека, которое мешает сделать правильный выбор, является трусость.
«Трусость – самый страшный порок»,- говорит Иешуа Га-Ноцри перед смертью. Почему именно этот грех мудрец считает ужаснейшим? По мнению Га-Ноцри, трусость является причиной всех других грехов – это с попустительства труса вершатся несправедливости, убийства, другие злодеяния.
Поддавшись страху, человек всегда делает выбор в сторону Зла – неверный выбор. И потом за это ему приходится очень тяжело расплачиваться. Наиярчайшим примером тому в романе является Понтий Пилат - его поведение по отношению к Иешуа, а, в конечном итоге, и к своему народу.
Пилат сделал свой выбор. Он пошел против совести, сердца, души, оправдываясь тем, что не ведал, что его поступок повлечет за собой ужасные последствия. Но ведь это не так! Он знал будущее подсудимого, причём очень хорошо: «Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо неё появилась другая. На этой голове сидел редкозубый золотой венец… Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», а потом: «Погибли!..».
Но прокуратор настойчиво гнал от себя видения, не хотел понимать, что истину нельзя подчинять законам. В итоге - игемон погубил себя. Как только он мысленно принял решение по поводу судьбы Га-Ноцри, собственная судьба Пилата была предрешена. Этот герой имел шанс на но упустил его …
Чтобы подчеркнуть, что на судьбы человека во все времена влияют неизменные причины, Булгаков часто переносит нас в свою современность – Москву 30-ых годов 20 века. И мы понимаем, что сущность человеческая, натура людей нисколько не изменилась. Они все так же стоят перед выбором, как и герои романа мастера, как и Понтий Пилат.
Казалось бы, перед жителями современной Булгакову Москвы стоят актуальные проблемы, в частности, квартирный вопрос. Однако, решая его, они все так же выбирают, чью сторону им занять – Добра или Зла; поддаться соблазну или охранить свою душу.
Жители Москвы несут председателю домового комитета Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства. И там разворачиваются поистине шекспировские страсти: «мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами».
Никанор Иванович уже давно сделал свой выбор – разве можно устоять перед соблазном и лишиться всех тех благ и выгод, что сами идут в руки? Так, герой не может устоять перед огромной суммой денег, которую ему предлагают иностранцы (свита Воланда). В очередной раз он делает свой выбор, который становится роковым. Рубли самым странным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович превращается не только во взяточника, но и в валютчика. После чего судьба его оказывается решенной -он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся мучительные сны.
Кроме того, мы наблюдаем, как люди принимают решения, когда Воланд и его свита дают сеанс черной магии в Варьете. В тот момент, когда на сцене появились платья, туфли, ковры, больше половины зала бросились к сцене: «Женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли. Одна, как буря, ворвалась за занавеску, сбросила там свой костюм и овладела первым, что подвернулось,- шёлковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».
Но уже на следующий день после «обогащения» москвичи остаются ни с чем. Что же плохого было в их выборе, за что они пострадали? В первую очередь, за то, что предали в себе человека, забыли о своем достоинстве, променяли его на «тряпки. Поэтому все они остались голыми, показав всем свое «нутро», не прикрытое ни уважением к себе, ни к другим.
Таким образом, Булгаков показывает нам, что человек сам определяет свою судьбу. Бог, Дьявол, сама Жизнь часто ставят нас перед трудным выбором, определиться в котором бывает очень непросто. Однако наказание или награда за то или иное решение следует неизменно. Именно из них, в конечно итоге, и состоит судьба каждого человека. Герои романа «Мастер и Маргарита» в полной мере подтверждают эту истину.
Бородинское сражение стало для многих героев романа Толстого "Война и мир" моментом истины ,который высветил ярче присущие героям черты характера .Мы видим бесстрашие Пьера ,сугубо гражданского человека , на Бородинском поле .Мы узнали ,как получил смертельную рану А.Болконский ,не позволивший себе при своих солдатах броситься на землю ,чтобы от снаряда ..Мы наблюдаем ,как самоотверженно и просто исполняют свой долг русские солдаты .
Мы видим и полководцев :Наполеона и Кутузова .Как они ведут себя во время Бородинской битвы ? И как изобразил их великий Толстой ?
По - разному показаны нам во время Бородинской битвы главнокомандующие армий :Наполеон и Кутузов
Толстой не любил Наполеона ,и считается ,что изобразил его в романе недостаточно объективно .Но вот таким видим и мы французского полководца .Тот любил производить впечатление на своих подчинённых .Это было для Наполеона очень важно.Накануне боя он картинно разглядывал портрет сына .присланный из Парижа .Он отказался завтракать ,давал распоряжения ,посылала приказы .Одним словом ,вёл бурную деятельность .И хотя Император простыл и сидел отёкший и с красным носом ,он всё равно беспокоился о том ,какое производит впечатление на окружающих .Но все ухищрения ,всё военное мастерство ,вся мощь французской армии разбивались о непоколебимую стойкость и мужество противника. И Наполеон с ужасом начинал понимать ,что он проигрывает сражение.Он напряжённо - деятелен ,бесконечно рассылает адъютантов ,одевается ,переодевается ,принимает посланцев из Парижа ,отдаёт распоряжения .диктует приказы ,дважды объезжает позицию и . т .д .Но с некоторого момента Наполеон уже не думает о том ,какое он производит впечатление ,его фантастический мир вечного успеха ,удачи ,неуязвимости ,сменяется реальным миром .в котором ему пришлось признать ,что Кутузов ,как полководец ,превзошёл его .
Если для Толстого Наполеон - воплощение суетности ,то Кутузов ,по мнению писателя ,спокойно отдаётся воле событий .Кутузову посвящена при описании Бородино всего одна глава ( тогда как Наполеону -7)
Как же Толстой рисует Кутузова в Бородинской битве ? Очень правдиво ."В длинном сюртуке на огромном толщиной теле ,с сутулой спиной ,с открытой белой головой и с вытекшим ,белым глазом на оплывшем лице "-таков Кутузов перед Бородинской битвой ."Опустившись на колени перед иконой ,он потом не мог встать от тяжести и слабости " Толстой много раз подчёркивает физическую немощность полководца.Но это только усиливает впечатление духовной мощи ,исходящей от него .Он преклоняет колени перед иконой .сознавая торжественность настоящей минуты .А вот Кутузов во время битвы ."Он сидит ,понуря седую голову и опустившись тяжёлым телом на покрытой ковром лавке ".Он не делал никаких распоряжений ,а только соглашался или не соглашался на то ,что предлагали ему "Кутузов вроде дремлет.Ему тоже приносят донесения ,но он ,выслушав их ,не отдаёт никаких приказаний .Только рассылает адъютантов ,узнать ,какие дела на фронтах и нельзя ли чего сделать ( просит узнать у Ермолова ) Но когда он узнает ,что войска разбиты и бегут ,он ,нахмурившись ,кричит :"Как вы смеете ...и снова кричит ,задыхаясь ,чуть не плача ,крестится и говорит :"Неприятель побеждён .и завтра погоним его со священной земли русской "В разгар событий он ( в отличие от Наполеона )" с трудом жевал жареную курицу и почти заснул на своей скамье .Но он знал то ,чего не знал Наполеон :что "решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего ,не место ,на котором стоят войска ,не количество пушек и убитых людей ,а та неуловимая сила ,называемая Духом войска" ,о которой говорили Пьер с Андреем накануне Однако ,получив донесения о прорывах во время битвы и победах на флангах ,Кутузов отправляет депеши во все подразделения ,чтобы поднять боевой дух армии.Этот боевой дух ,по мнению писателя, и определил нравственный исход сражения .Русские стояли ,несмотря на то ,что вражеские снаряды вырывали солдат целыми отрядами .Вот с этого момента Наполеон и вся его армия начали испытывать "чувство ужаса перед тем врагом ,который ,потеряв половину войска ,стоял так же грозно в конце ,как и в начале сражения".Люди защищали свою святую землю .На французов "в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего ДУХОМ противника ".
Так показаны полководцы во время Бородинской битвы .И мы видим ,на чьей стороне симпатии автора романа .Мы гордимся своей страной и своим народом и главнокомандующим Кутузовым ,в далёком 1812 году не отдавшими родину на растерзание врагу