Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах
Художественные произведения. Тома 1-10
Том пятый. Кому на Руси жить хорошо
Л., "Наука", 1982
1
Работу над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов начал в середине 1860-х годов и продолжал до своих последних дней, так и не успев ее завершить. Поэт называл свое творение "эпопеей современной крестьянской жизни" (Безобразов П. Воспоминания о Н. А. Некрасове.--Правда, Женева, 1882, N 16). "Эпопейное" состояние мира, когда народ пришел в движение, возникло в русской жизни в 1860-е гг. "...падение крепостного права,-- писал В. И. Ленин,-- встряхнуло весь народ, разбудило его от векового сна, научило его самого искать выхода, самого вести борьбу за полную свободу (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141). С переходом народных масс к активной исторической деятельности, с большими сдвигами, происходившими в народном сознании, связано появление поэм Некрасова "Коробейники", "Мороз, Красный нос" и возникновение замысла "Кому на Руси жить хорошо". Подъем массового освободительного движения возбуждал мысль о возможных путях к народному счастью. В задуманном художественном произведении Н. А. Некрасов предполагал отобразить жизнь народа во всей ее полноте и целостности -- и все в живом действии, в лицах, образах и картинах. Задача поистине громадная, требовавшая "...большой сосредоточенности в силе гения, который видит в ней подвиг целой жизни своей" (Белинский, {Список условных сокращений приведен в т. 1--4 наст. изд.} т. V, с. 40). Таким подвигом и была работа Некрасова над поэмой "Кому на Руси жить хорошо".
Законы жанра эпической поэмы предъявляли особые требования к ее композиции и сюжету. Поэт избрал традиционную для эпопеи форму путешествия. Сюжетную структуру "Кому на Руси жить хорошо" часто соотносят с народным эпосом (сказка о правде и кривде, былина о птицах). Однако вряд ли правомерно связывать композицию и сюжет "Кому на Руси жить хорошо" с композицией и сюжетом какого-либо отдельного произведения, будь то народный эпос или создания известных авторов. Структура поэмы Некрасова вырабатывалась в результате творческого освоения русской и мировой литературы как в фольклорных, так и в книжных ее образцах.
Важность предмета спора, непреклонность в достижении цели придают действиям мужиков высокий характер, несмотря на авторскую иронию в обрисовке внешней стороны этого спора. Перед значительностью их цели исчезает все мелкое, частное, единичное Сознание русского крестьянина пореформенной поры охарактеризовано со всей глубиной поэтом, герои которого не ищут счастливого на Руси, но в конечном итоге пытаются найти путь к народному счастью.
В дачном поселке на Рублевском шоссе живут трое друзей - Ангелина, Алена и Вик. Ангелина сирота, живущая с бабушкой и сестрой в старом, почерневшем от старости доме. Алена из семьи "новых русских", ученица элитной гимназии. Вик - сын охранника в усадьбе Алениной семьи. Они очень разные, мысли и мечты у них разные. Ангелина очень устала от бедности и хочет вырваться в красивую жизнь. Начать она решает с поступления в элитную гимназию, но перед ней стоят финансовые проблемы. Вик мечтает творить, его манят замки и храмы, камни древности. Пока он мастерит макеты церквей и замков из гипса или пластилина, его отец прочит сыну "прибыльную" карьеру охранника. С Аленой все сложнее. При общем достатке она ощущает пустоту вокруг себя. Ей хочется людям, делать добрые дела, быть нужной, а ей даже поработать на участке не дает садовник.
Главной сюжетной линией становится случайное знакомство Алены с соседкой - бывшим преподавателем МГУ Лидией Матвеевной Кабановой. Свалившаяся как снег на голову одинокой старушке девочка жаждала не только знакомства, но общения и готова была во всем. Л.М. уже привыкла и смирилась с одиночеством (дочь жила и работала в городе). У нее и в мыслях не было дружить с подростком. Но у них нашлось много общих тем, молодость и настойчивость взяли свое. Л.М. и Алена подружились и делились самыми сокровенными тайнами. Старушка рассказала о первой любви и дочери, на которую у нее в молодости не было времени. Алена поведала про вымышленную страну, куда она "сбегала" когда обстановка в доме накалялась. Но еще Алена узнала, что Кабанова больна, жить ей осталось недолго. Дом и участок она завещала дочери, а та привезла матери инвалидную коляску - дав возможность выйти за пределы дома. В одну из прогулок Л.М. показала Алене сад своего детства и предложила высадить молодые яблоньки из него на берегу реки. Девочка старалась, как могла, ведь ей приходилось держать в секрете дружбу со старушкой от родителей и друзей. Она боялась непонимания и насмешек. И не напрасно. Не сумев вытянуть накопления у Вика (его отец откладывал на образование) Ангелина, заметив, куда ходит подруга, взялась шантажировать ее. Но денег у Алены не было, и у Кабановой она отказалась брать. Секрет раскрылся, вызвав бурю протеста со стороны родителей, домашний арест и насмешки друзей. Пока Алена переживала ситуацию, ее немолодая подруга умерла. Родственники пригласили Алену на похороны. А Геля, от досады, что ее планы сорвались, вырвала и вытоптала яблоньки на берегу. Это видел и поведал Алене Вик. Мальчишка единственный кто понял и принял ее позицию.
Алена впервые осознала всю боль потери близкого человека. Она поняла, что почувствует мать, потеряв отца. Из семейного архива было извлечено много секретов, показавших девочке, что взрослые тоже боятся, обижаются, стыдятся. Точно так же как когда-то в мечтах она вымышленную страну, Алена бросилась свою семью, мирить и открывать глаза своим близким. Она была по-настоящему нужна им всем.
На Ангелину обрушилась похожая проблема - ее мир едва не рухнул, когда "вредная старуха" - ее бабушка, слегла с сердечным приступом в больницу. Без бабушки стонал даже дом. Геля прозрела, благодаря чьим заботам и любви она живет. Бедно, но в родной семье. Она прощения у бабушки и сестры. Девочка восстановила посадки у реки.
За это лета подростки сильно повзрослели. Их детские "я" и "хочу" сменились зрелыми желаниями и целями. Алена поедет учиться в Лондон, где попробует подарить любовь сводному брату-инвалиду, брошенному ее отцом. Геля пойдет работать и сестре. А Вик поедет волонтером на реставрацию настоящих замков.
.А. Некрасов
Комментарии к поэме "Кому на Руси жить хорошо"
Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах
Художественные произведения. Тома 1-10
Том пятый. Кому на Руси жить хорошо
Л., "Наука", 1982
1
Работу над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" Некрасов начал в середине 1860-х годов и продолжал до своих последних дней, так и не успев ее завершить. Поэт называл свое творение "эпопеей современной крестьянской жизни" (Безобразов П. Воспоминания о Н. А. Некрасове.--Правда, Женева, 1882, N 16). "Эпопейное" состояние мира, когда народ пришел в движение, возникло в русской жизни в 1860-е гг. "...падение крепостного права,-- писал В. И. Ленин,-- встряхнуло весь народ, разбудило его от векового сна, научило его самого искать выхода, самого вести борьбу за полную свободу (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 141). С переходом народных масс к активной исторической деятельности, с большими сдвигами, происходившими в народном сознании, связано появление поэм Некрасова "Коробейники", "Мороз, Красный нос" и возникновение замысла "Кому на Руси жить хорошо". Подъем массового освободительного движения возбуждал мысль о возможных путях к народному счастью. В задуманном художественном произведении Н. А. Некрасов предполагал отобразить жизнь народа во всей ее полноте и целостности -- и все в живом действии, в лицах, образах и картинах. Задача поистине громадная, требовавшая "...большой сосредоточенности в силе гения, который видит в ней подвиг целой жизни своей" (Белинский, {Список условных сокращений приведен в т. 1--4 наст. изд.} т. V, с. 40). Таким подвигом и была работа Некрасова над поэмой "Кому на Руси жить хорошо".
Законы жанра эпической поэмы предъявляли особые требования к ее композиции и сюжету. Поэт избрал традиционную для эпопеи форму путешествия. Сюжетную структуру "Кому на Руси жить хорошо" часто соотносят с народным эпосом (сказка о правде и кривде, былина о птицах). Однако вряд ли правомерно связывать композицию и сюжет "Кому на Руси жить хорошо" с композицией и сюжетом какого-либо отдельного произведения, будь то народный эпос или создания известных авторов. Структура поэмы Некрасова вырабатывалась в результате творческого освоения русской и мировой литературы как в фольклорных, так и в книжных ее образцах.
Важность предмета спора, непреклонность в достижении цели придают действиям мужиков высокий характер, несмотря на авторскую иронию в обрисовке внешней стороны этого спора. Перед значительностью их цели исчезает все мелкое, частное, единичное Сознание русского крестьянина пореформенной поры охарактеризовано со всей глубиной поэтом, герои которого не ищут счастливого на Руси, но в конечном итоге пытаются найти путь к народному счастью.
В дачном поселке на Рублевском шоссе живут трое друзей - Ангелина, Алена и Вик. Ангелина сирота, живущая с бабушкой и сестрой в старом, почерневшем от старости доме. Алена из семьи "новых русских", ученица элитной гимназии. Вик - сын охранника в усадьбе Алениной семьи. Они очень разные, мысли и мечты у них разные. Ангелина очень устала от бедности и хочет вырваться в красивую жизнь. Начать она решает с поступления в элитную гимназию, но перед ней стоят финансовые проблемы. Вик мечтает творить, его манят замки и храмы, камни древности. Пока он мастерит макеты церквей и замков из гипса или пластилина, его отец прочит сыну "прибыльную" карьеру охранника. С Аленой все сложнее. При общем достатке она ощущает пустоту вокруг себя. Ей хочется людям, делать добрые дела, быть нужной, а ей даже поработать на участке не дает садовник.
Главной сюжетной линией становится случайное знакомство Алены с соседкой - бывшим преподавателем МГУ Лидией Матвеевной Кабановой. Свалившаяся как снег на голову одинокой старушке девочка жаждала не только знакомства, но общения и готова была во всем. Л.М. уже привыкла и смирилась с одиночеством (дочь жила и работала в городе). У нее и в мыслях не было дружить с подростком. Но у них нашлось много общих тем, молодость и настойчивость взяли свое. Л.М. и Алена подружились и делились самыми сокровенными тайнами. Старушка рассказала о первой любви и дочери, на которую у нее в молодости не было времени. Алена поведала про вымышленную страну, куда она "сбегала" когда обстановка в доме накалялась. Но еще Алена узнала, что Кабанова больна, жить ей осталось недолго. Дом и участок она завещала дочери, а та привезла матери инвалидную коляску - дав возможность выйти за пределы дома. В одну из прогулок Л.М. показала Алене сад своего детства и предложила высадить молодые яблоньки из него на берегу реки. Девочка старалась, как могла, ведь ей приходилось держать в секрете дружбу со старушкой от родителей и друзей. Она боялась непонимания и насмешек. И не напрасно. Не сумев вытянуть накопления у Вика (его отец откладывал на образование) Ангелина, заметив, куда ходит подруга, взялась шантажировать ее. Но денег у Алены не было, и у Кабановой она отказалась брать. Секрет раскрылся, вызвав бурю протеста со стороны родителей, домашний арест и насмешки друзей. Пока Алена переживала ситуацию, ее немолодая подруга умерла. Родственники пригласили Алену на похороны. А Геля, от досады, что ее планы сорвались, вырвала и вытоптала яблоньки на берегу. Это видел и поведал Алене Вик. Мальчишка единственный кто понял и принял ее позицию.
Алена впервые осознала всю боль потери близкого человека. Она поняла, что почувствует мать, потеряв отца. Из семейного архива было извлечено много секретов, показавших девочке, что взрослые тоже боятся, обижаются, стыдятся. Точно так же как когда-то в мечтах она вымышленную страну, Алена бросилась свою семью, мирить и открывать глаза своим близким. Она была по-настоящему нужна им всем.
На Ангелину обрушилась похожая проблема - ее мир едва не рухнул, когда "вредная старуха" - ее бабушка, слегла с сердечным приступом в больницу. Без бабушки стонал даже дом. Геля прозрела, благодаря чьим заботам и любви она живет. Бедно, но в родной семье. Она прощения у бабушки и сестры. Девочка восстановила посадки у реки.
За это лета подростки сильно повзрослели. Их детские "я" и "хочу" сменились зрелыми желаниями и целями. Алена поедет учиться в Лондон, где попробует подарить любовь сводному брату-инвалиду, брошенному ее отцом. Геля пойдет работать и сестре. А Вик поедет волонтером на реставрацию настоящих замков.