Главная мысль стихотворения "Дождь" Заболоцкого:
В тумане облачных развалин
Встречая утренний рассвет,
Он был почти нематериален
И в формы жизни не одет.
Зародыш, выкормленный тучей,
Он волновался, он кипел,
И вдруг, веселый и могучий,
Ударил в струны и запел.
И засияла вся дубрава
Молниеносным блеском слез,
И листья каждого сустава
Зашевелились у берез.
Натянут тысячами нитей
Меж хмурым небом и землей,
Ворвался он в поток событий,
Повиснув книзу головой.
Он падал издали, с наклоном
В седые скопища дубрав.
И вся земля могучим лоном
Его пила, затрепетав.
А слова – это не просто какие-то буковки, которые пишутся на бумаге, а прежде всего ЗВУКИ, которые складываются в РЕЧЬ.
Речь звучит, ее можно слушать.
Точно так же можно слушать журчание ручья. Недаром почти одинаково звучат слова РЕЧЬ и РЕЧКА (РЕКА). Они обозначают «течение». Речь – обозначает течение звуков. Речка – течение воды.
Вот таким образом человек – через свой организм и органы чувств – с самого начала связан с Природой.
Даже само слово «Природа» говорит нам о том, что это – то, что ПРИ РОДЕ (человеческом).
А РОД может быть большим и маленьким, состоять из большого или малого числа людей. Самый маленький род включает «папу», «маму» и «ребенка» – того, кого они родили. Поэтому и называется «Родом». Просто сейчас такой «род» обозначается словом «семья», а «род» включает всех «родных», «родственников». Они близки и по значению, и по смыслу.
Поэтому такие близкие (и похожие) слова называются родственными: РОД – ПРИРОДА – РОДИНА – РОДНЯ – РОДНОЙ и т. д.
Самое важное, что сначала нужно помнить, – это то, что ЗВУКИ РЕЧИ ДАНЫ ОТ ПРИРОДЫ. Их никто нарочно не придумывал.
Данное от Природы непосредственно связано с нашим организмом (телом, мыслями).
Бессмертные страницы 18-го века
Чтая произведения, написанные столетия назад, мы словно погружаемся в атмосферу навсегда ушедших эпох. То, что для людей того времени было в порядке вещей, нам представляется необычным. И это понятно, ведь все меняется: и общество, и люди, и их взгляды на жизнь. Хотя, конечно, есть вещи и неизменные: например, любовь остается любовью и в 18-м веке, и в 21-м.
Недавно я прочитала повесть "Бедная Лиза" знаменитого русского писателя Николая Михайловича Карамзина. написанную в 1792 году. Из уроков литературы я знаю, что Карамзин стал основоположником русского сентиментализма - нового на то время направления в русской литературе, основной темой которого стало описание чувств, душевных переживаний человека. Чувствительность - так определяли современники главную черту сентиментальной прозы.
Повесть "Бедная Лиза" принесла Карамзину огромный успех и произвела переворот в сознании российского общества. Впервые в истории русской прозы Карамзин описал душевные переживания обычной героини, более того - крестьянки. Читатели (и особенно читательницы) проливали над книгой Карамзина потоки слез. Слова писателя "и крестьянки любить умеют" стали крылатыми.
С точки зрения современного читателя сюжет "Бедной лизы" - любовная история, закончившаяся трагически. Чистая душой героиня, юная крестьянка Лиза, влюбляется в слабого и ветренного героя - дворянина Эраста, отдает ему свое сердце и всю себя. Узнав о намерении молодого человека жениться "на деньгах", Лиза убивает себя.
Подобным сюжетом человека 21-го века не удивить. Однако есть в этой повести что-то особенное, то, что этой повести пережить века.
Описанное в повести, на мой взгляд, имеет мало общего с жизнью того времени - и читатели это прекрасно понимали еще тогда, более двух веков назад. "Бедная Лиза" - это не "фотография", а скорее "картина". А картины, как известно, и не обязаны отражать реальность.
Карамзин, словно художник, изобазил не крестьянскую девушку Лизу, а свое собственное представление об идеале крестьянской девушки - идеале, который в реальной жизни никогда не существовал. Однако он изобразил этот идеал так мастерски, читатели верили ему и верят сейчас.