Используется приём контраста на всех уровнях художественной формы (в композиции, системе образов, цветовой гамме, ритмическом строе, лексике и стилистике).
“Божий свет” в поэме предстаёт как взаимодействие противоположных стихий — тьмы и света. Контрастный образ дан уже в самом начале: “Чёрный вечер, // Белый снег…” Антонимичные прилагательные “чёрный” и “белый”, неоднократно встречаясь в тексте поэмы, рисуют художественный мир с графической отчётливостью. Однако в цветовую антонимию вступают не только чёрный и белый цвета, но и белый и красный: “мировой пожар в крови”, пролитая кровь Катьки, окровавленные этим убийством руки Петрухи — и снежная стихия, в которой “в белом венчике из роз // Впереди Исус Христос”. Удивительно, что значение святости ассоциируется и с чёрным (“чёрная злоба, святая злоба”), и с белым (Христос), и с красным (“Мировой пожар в крови — Господи, благослови!”). Священное выступает в поэме в трёх своих контрастных вариантах.
Контраст обнаруживается и в ритмическом строе поэмы: хорей и ямб, тонический и силлабо-тонический строй, постоянная смена ритмов (своего рода ритмическая какофония) — и при этом тяготение к единому хореическому ритму. Эпизод убийства Катьки — переломная точка и сюжетного движения, и ритмического рисунка.
Принцип контраста проявляется и на стилистическом уровне, где взаимодействуют книжный и разговорно пласты. Контрастны друг другу музыкальные темы произведения (марш, частушка, городской романс).
князь александр был сыном ярослава, внуком всеволода. получил прозвище «невский» за битву со . он был красив, силен и отличался большим умом. атександр невский посвятил свою жизнь борьбе с захватчиками, сам же верил искренне в бога и не отличался агрессивностью. слух о его могуществе распространился за пределами руси. когда князь александр узнал о том, что шведы готовятся к нападению, он «разгорелся сердцем» и встал на защиту родины. автор говорит, что бог александру, так он утверждает торжество христианства. александр победил короля, а в скором времени сражался с немцами. тоже одержал победу. александр невский всегда имел верных соратников, которые отличались мужеством, силой, искренне служили общему делу. всегда на стороне князя были высшие силы, бог. особенным был его последний подвиг. он защищал русь от нападок хана батыя, ему удалось «отмолить людей от беды той», то есть от попыток батыя заставить россиян «воевать вместе с ним». основное его воинское правило: «не в силе бог, но в правде». он всегда старался быть справедливым, искренне заботился о благополучии людей. после его кончины люди скорбели, считали, что потеряли «солнце земли суздальской». «и были вопль, и кричание, и тоска, так никогда не бывало. и земля сотрясалась». такова была любовь людей к этому князю, который впоследствии был причислен к лику святых.
Используется приём контраста на всех уровнях художественной формы (в композиции, системе образов, цветовой гамме, ритмическом строе, лексике и стилистике).
“Божий свет” в поэме предстаёт как взаимодействие противоположных стихий — тьмы и света. Контрастный образ дан уже в самом начале: “Чёрный вечер, // Белый снег…” Антонимичные прилагательные “чёрный” и “белый”, неоднократно встречаясь в тексте поэмы, рисуют художественный мир с графической отчётливостью. Однако в цветовую антонимию вступают не только чёрный и белый цвета, но и белый и красный: “мировой пожар в крови”, пролитая кровь Катьки, окровавленные этим убийством руки Петрухи — и снежная стихия, в которой “в белом венчике из роз // Впереди Исус Христос”. Удивительно, что значение святости ассоциируется и с чёрным (“чёрная злоба, святая злоба”), и с белым (Христос), и с красным (“Мировой пожар в крови — Господи, благослови!”). Священное выступает в поэме в трёх своих контрастных вариантах.
Контраст обнаруживается и в ритмическом строе поэмы: хорей и ямб, тонический и силлабо-тонический строй, постоянная смена ритмов (своего рода ритмическая какофония) — и при этом тяготение к единому хореическому ритму. Эпизод убийства Катьки — переломная точка и сюжетного движения, и ритмического рисунка.
Принцип контраста проявляется и на стилистическом уровне, где взаимодействуют книжный и разговорно пласты. Контрастны друг другу музыкальные темы произведения (марш, частушка, городской романс).
князь александр был сыном ярослава, внуком всеволода. получил прозвище «невский» за битву со . он был красив, силен и отличался большим умом. атександр невский посвятил свою жизнь борьбе с захватчиками, сам же верил искренне в бога и не отличался агрессивностью. слух о его могуществе распространился за пределами руси. когда князь александр узнал о том, что шведы готовятся к нападению, он «разгорелся сердцем» и встал на защиту родины. автор говорит, что бог александру, так он утверждает торжество христианства. александр победил короля, а в скором времени сражался с немцами. тоже одержал победу. александр невский всегда имел верных соратников, которые отличались мужеством, силой, искренне служили общему делу. всегда на стороне князя были высшие силы, бог. особенным был его последний подвиг. он защищал русь от нападок хана батыя, ему удалось «отмолить людей от беды той», то есть от попыток батыя заставить россиян «воевать вместе с ним». основное его воинское правило: «не в силе бог, но в правде». он всегда старался быть справедливым, искренне заботился о благополучии людей. после его кончины люди скорбели, считали, что потеряли «солнце земли суздальской». «и были вопль, и кричание, и тоска, так никогда не бывало. и земля сотрясалась». такова была любовь людей к этому князю, который впоследствии был причислен к лику святых.