Крестьянка рассказывает своим детям историю. Рядом с одной деревней находилась роща, в которой собирались и старые, и молодые: они пели, гуляли, веселились и слушали соловьиное пение. Но через некоторое время соловьи разлюбили эту рощу и перестали в ней жить, потому что на них стали ставить сети и ловушки: курские соловьи были в большой цене. И прекратилось соловьиное пение; люди приходят, а роща как немая. Овладела тоска людьми, и решили они, что больше никогда не будут ставить в этой роще силков и сетей. И понемногу соловьиное пение стало наполнять рощу, а радость наполнила сердца людей. Теперь в деревне строгий наказ переходит от поколения к поколению. Вот такую историю рассказала своим детям мать, а младший сын после окончания рассказа спросил маму, а есть ли такие рощицы для людей И мать с грустью ответила, что таких рощ, без податей и рекрутчины, нет на земле, иначе все матери-крестьянки сразу бы отнесли туда своих детей.
Крепостные не только с утра до вечера работали на свою госпожу, но и полностью зависели от ее воли, от ее настроения. Она решала их судьбы, выдавала замуж и женила, не думая об их чувствах. Она оторвала Герасима от привычной работы, разлучила его с Татьяной, отобрала Муму.Каким рисует крепостных людей писатель?Трудолюбивыми, добрыми, беспрекословно выполняющими приказания барыни. Только Герасим, утопив Муму, отважился на протест — ушел без разрешения в деревню. Крепостные полюбили Муму, они сочувствовали Герасиму, но боялись гнева барыни и поэтому исполняли приказания.Какие чувства хотел пробудить в читателях Тургенев?Писатель, давший в юности клятву бороться с крепостным правом, хотел пробудить в своих современниках ненависть к крепостничеству, сочувствие к подневольным людям, лишенным права на счастье и простые человеческие радости.В чем смысл ухода Герасима?Тургенев не зря назвал своего героя «самым замечательным лицом» из всех дворовых людей. Будучи крепостным, он сохранил чувство человеческого достоинства на самостоятельный и смелый поступок. Его уход — это протест против власти человека над человеком, против крепостничества.