Лермонтовская «Родина» — художественно совершенный и сложный поэтический феномен, в чём убеждался не один внимательный учитель, готовя урок по этой теме и повторяя вслед за Н.А. Добролюбовым слова об “удивительном стихотворении”, в котором поэт “понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”1. Тем более обидно, что среди многочисленных литературоведческих комментариев к «Родине», даже самых пространных и содержательных (Д.Максимова, В.Мануйлова и др.), учителю не встретится, к сожалению, целостный разбор лермонтовского стихотворения, раскрывающий действие многих художественных факторов, которые не улавливаются при общем проблемно-тематическом взгляде на него.Но не только это побудило меня завести речь о лермонтовском стихотворении. Спустя 120 лет после публикации «Родины» в апрельском номере «Отечественных записок» за 1841 год будет написано стихотворение под тем же, в сущности, названием, в котором другой великий русский поэт на закате жизни, подобно М.Лермонтову, подытожит свои отношения с Россией, её пространством, историей, народом. Речь идёт о стихотворении Анны Ахматовой «Родная земля» (1961).“Зеркальность” проблематики и архитектоники этих произведений, как и их особое итоговое положение в творческой судьбе авторов, бросается в глаза. В том и в другом сюжет строится на прямой полемике с неистинным патриотизмом, которая сменяется образным утверждением — ответом на центральный для каждого поколения русских людей вопрос: что есть родина для меня лично. Тем более удивительно, что несомненная перекличка двух замечательных стихотворений не привлекла, насколько нам известно, пристального внимания ни у писавших о поэзии Ахматовой, ни у исследователей лермонтовских традиций в русской литературе ХХ века2.Надеюсь, что предлагаемый ниже целостный анализ «Родины» М.Лермонтова и «Родной земли» А.Ахматовой не только позволит глубже понять смысл и художественное совершенство этих произведений, несущих в себе отпечаток жизненной судьбы, сознания и стиля их авторов, но и откроет одну из значительных и плодотворных традиций отечественной поэзии.Начнём, естественно, со стихотворения М.Лермонтова. Внимательный взгляд на разные образные пласты «Родины» открывает взаимосвязь всех компонентов содержательной формы и их взаимодействие в движении эмоциональной мысли автора.
Иван Иваныч – герой произведения «Старый гений» Н. С. Лескова, человек с «чином из четырнадцати овчин старушке-помещице вернуть дом. Иван Иваныч появляется в третьей главе рассказа. После долгих и тщетных попыток вернуть свои деньги за заложенный дом, старушка познакомилась с этим загадочным персонажем, который ни чин свой не назвал, ни настоящего имени. Он представился Иван Иванычем и пообещал ей решить проблему с долгом всего за пятьсот рублей. Рассказчик не раз спрашивал старушку, как она может доверять первому встречному незнакомцу, но она отчего-то ему поверила и не ошиблась.Ранее некий юный франт, сын ее давней знакомой, попал в неприятную ситуацию с карточным долгом. Она по доброте душевной и наивности заложила свой единственный дом, чтобы молодому человеку, а он оказался непорядочным. Теперь, когда поджимали сроки и ее дом должны были продать со дня на день, она приехала в Петербург, чтобы свое состояние. Никто не соглашался ей, так как франт состоял в каком-то знатном родстве. Один только Иван Иваныч вызвался и придумал простой, но гениальный план. Он нанял какого-то «серба сражателя», налил ему немного водки для храбрости, и они все вместе отправились искать злополучного должника, который как раз собирался незаметно уехать из города. На вокзале «серб сражатель» вступил в намеренный конфликт с франтом, чем привлек внимание полиции. Так, ему и вручили на подпись чек с пятнадцатью тысячами. Старушка была очень благодарна Иван Иванычу и почитала его гением.