3. Что должно произойти с человеком, утратившим смысл жизни, охваченным горем, поглощенным чувством неизбывной тоски? Что должно случиться, чтобы он прозрел, взглянул на мир другими глазами и возвратился к новой жизни? Да, с ним должно случиться чудо. А чудеса с людьми обыкновенно случаются в Рождество. С главным героем рассказа Слепцовым в Рождество случилось это чудо: посреди зимы из мертвого сухого кокона родилось нежное и прекрасное существо – роскошная бабочка. Слепцов, человек имени которого мы не знаем, известна только фамилия, переживает большое несчастье – смерть единственного ребенка, своего маленького сына. При этом читателю неизвестно, есть ли у Слепцова, жена, другие дети. В общем, Слепцов одинок, бес и полон безразличия, жизнь для него окончилась, все хорошее осталось в Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Он заметил оснеженный куст, песьи следы, дальше торчали столбы мостика. Горько, гневно столкнул снег с перила. Все это заставило его вспомнить о тех днях, когда он был счастлив с сыном». И внезапно, совершенно неожиданно для себя он испытывает потрясшее его чувство удивления, радости, восторга – из кокона, принесенного в теплую комнату, вылупилась бабочка. Набоков пишет о том, что довелось пережить и почувствовать ему самому: он пережил смерть отца, он был тем самым мальчиком, который так увлекался бабочками, катался на своем велосипеде. Но тема смерти была близка автору с детских лет, поэтому он очень достоверно описывает чувства, испытываемые Слепцовым в Рождественскую ночь. И чудо рождения бабочки вывело омертвевшую душу Слепцова из состояния тоски и дало ей новое рождение. Слепцов наконец прозрел. «Слепцов открыл глаза и увидел…» Он увидел, как «простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».
Детство героя проходило в маленьком городе княжье-вено юго-западного края. вася — так звали мальчика — был сыном городского судьи. ребёнок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощённый своим горем, обращал на мальчика мало внимания. вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.город был окружён . посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. ходили легенды, что остров насыпан пленными турками, и замок стоит «на костях человеческих». хозяева давным-давно покинули это мрачное жилище, и оно постепенно разрушалось. его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. но среди нищих произошёл раскол. старый януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. однако это их местопребывание никому не было известно.старый януш, встречая васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество». но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: вася жалеет их.многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. это полубезумный пожилой «профессор», который всегда что-то тихо и грустно бормочет; свирепый и драчливый штык-юнкер заусайлов; спившийся отставной чиновник лавровский, всем рассказывающий неправдоподобные трагические о своей жизни. а именующий себя генералом туркевич знаменит тем, что «обличает» почтенных горожан (исправника, секретаря уездного суда и других) прямо под их окнами. это он делает для того, чтобы получить на водку, и достигает своей цели: «обличаемые» спешат откупиться от него.руководитель же всего сообщества «тёмных личностей» — тыбурций драб. его происхождение и прошлое никому не ведомы. иные предполагают в нем аристократа, но наружность его — простонародная. он известен необыкновенной учёностью. на ярмарках тыбурций развлекает публику пространными речами из античных авторов. его считают колдуном.однажды вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. друзья васе проникнуть внутрь через высокое окно. но увидев, что в часовне ещё кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив васю на произвол судьбы. оказывается, там дети тыбурция: девятилетний валек и четырёхлетняя маруся. вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. но ходит он лишь тогда, когда его не может застать тыбурций. вася никому не рассказывает об этом знакомстве. струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.у васи есть сестра, четырёхлетняя соня. она, как и ее брат, — весёлый и резвый ребёнок. брат и сестра любят друг друга, но сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает васю дурным, испорченным мальчишкой. такого же взгляда придерживается и отец. он не находит в своей душе места для любви к мальчику. отец больше любит соню, потому что она похожа на свою покойную мать.как-то раз в разговоре валек и маруся говорят васе, что тыбурций их любит. вася отзывается о своём отце с обидой. но неожиданно узнает от валека, что судья — справедливый и честный человек. валек — мальчик серьёзный и смышлёный. маруся же совсем не похожа на резвую соню, она слабенькая, задумчивая, «невесёлая». валек говорит, что «серый камень высосал из неё жизнь».вася узнает о том, что валек ворует еду для голодной сестры. это открытие производит тяжёлое впечатление на васю, но все же он не осуждает друга.валек показывает васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». в отсутствие взрослых вася приходит туда, играет со своими друзьями. во время игры в жмурки неожиданно является тыбурций. дети испуганы — ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». но тыбурций разрешает васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. тыбурций приносит еду, готовит обед — по его словам вася понимает, что еда краденая. это, конечно, смущает мальчика, но он видит, что маруся так рада теперь вася беспрепятственно приходит на гору, и взрослые члены «дурного общества» тоже привыкают к мальчику, любят его.
Что должно произойти с человеком, утратившим смысл жизни, охваченным горем, поглощенным чувством неизбывной тоски? Что должно случиться, чтобы он прозрел, взглянул на мир другими глазами и возвратился к новой жизни? Да, с ним должно случиться чудо. А чудеса с людьми обыкновенно случаются в Рождество. С главным героем рассказа Слепцовым в Рождество случилось это чудо: посреди зимы из мертвого сухого кокона родилось нежное и прекрасное существо – роскошная бабочка. Слепцов, человек имени которого мы не знаем, известна только фамилия, переживает большое несчастье – смерть единственного ребенка, своего маленького сына. При этом читателю неизвестно, есть ли у Слепцова, жена, другие дети. В общем, Слепцов одинок, бес и полон безразличия, жизнь для него окончилась, все хорошее осталось в Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Он заметил оснеженный куст, песьи следы, дальше торчали столбы мостика. Горько, гневно столкнул снег с перила. Все это заставило его вспомнить о тех днях, когда он был счастлив с сыном». И внезапно, совершенно неожиданно для себя он испытывает потрясшее его чувство удивления, радости, восторга – из кокона, принесенного в теплую комнату, вылупилась бабочка. Набоков пишет о том, что довелось пережить и почувствовать ему самому: он пережил смерть отца, он был тем самым мальчиком, который так увлекался бабочками, катался на своем велосипеде. Но тема смерти была близка автору с детских лет, поэтому он очень достоверно описывает чувства, испытываемые Слепцовым в Рождественскую ночь. И чудо рождения бабочки вывело омертвевшую душу Слепцова из состояния тоски и дало ей новое рождение. Слепцов наконец прозрел. «Слепцов открыл глаза и увидел…» Он увидел, как «простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».