Сказка «Бедный волк» относится к позднему периоду творчества. Рассказы аллегории, где героями выступают сознательные животные, не редкость у Салтыкова, но сказка о бедном волке отличается особо тяжелым содержанием. В ней писатель размышляет о жестокости и ее причинах, о людях угодных и неугодных для общества, но к определенности так и не приходит. Так почему же волк – образ зла и жестокости, наречен автором бедным?
История создания
В России после 1830-х годов в либеральное народное движение активно проникают идеи социализма. Теория равенства и всеобщего блага не осталась писателем без внимания и он создает несколько сказок на эту тему, таких как «Карась-идеалист», «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», причем две последние сказки связаны, это можно понять по словам автора в экспозиции.
Сюжет
Волк самый жестокий зверь в лесу. Его все проклинают за душегубства, а он не может не есть мяса: то овцу задерет, то мальчишку. На волка стенает весь лес.
Однажды медведь изловчился поймать серого и задумал его судить. Но, поговорив с волком, косолапый отпустил его, так как понял, что не может осудить его за то, что он добывал себе пропитания. Пока волк был молод он много убивал и ел.
Но постарел он, оплешивел, стал ни на что негодный. В конце концов измученный зверь, не загнать и зайца, выходить к охотникам, чтобы принять смерть.
Образ волка
Так повелось, что в русском фольклоре волка не любят. Над ним потешается хитрая лиса, его лупят охотники, да даже поросята поджигают хвост. Серый волк – главный мерзавец или реже глупец, с которым любо дело разделаться.
Салтыков-Щедрин рассмотрел этот образ иначе. Он сосредоточил внимание на том, что единственная пища для волка мясо, и, чтобы выжить, ему приходиться убивать. И тогда ненависть окружающих неоправданна, потому что волк хоть и делает много худого, но не знает об этом: «Он думает, что живет –только и всего».
Но не один волк злодействует в сказке. Наравне с ним в жестокости писателем поставлены люди. Они убивают животных на охоте, но почему-то не осуждают друг друга. Вот и получается, что волка выбрали объектом ненависти, и всю жизнь он вынужден мириться с враждебностью, не имея возможности изменить это. Поэтому волк и назван бедным.
Источник: Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина
Месть – это преступление или восстановление справедливости? Месть - это низкое, ужасное желание причинять боль людям, считая, что они этого заслуживают. Очень часто люди мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте. И хотя месть совершается из стремления к справедливости, это такое же проявление зла, которое только усугубляет ситуацию.
Для доказательства этого приведу пример из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий не хочет принимать тот факт, что понравившаяся ему княжна Мери увлечена Печориным. Он наговаривает на Григория Александровича, оскорбляя его честь и достоинство. Конфликт между героями приводит к дуэли между Печориным и Грушницким. Попытка Грушницкого выиграть в нечестном поединке не удалась. Печорин настаивает на честной дуэли, в результате которой погибает Грушницкий. Такой финал взаимоотношений между литературными персонажами показывает, что месть Грушницкого подействовала против него же. Жажда отомстить врагу приводит к тому, что месть уничтожает собственную личность.
Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина
Сказка «Бедный волк» относится к позднему периоду творчества. Рассказы аллегории, где героями выступают сознательные животные, не редкость у Салтыкова, но сказка о бедном волке отличается особо тяжелым содержанием. В ней писатель размышляет о жестокости и ее причинах, о людях угодных и неугодных для общества, но к определенности так и не приходит. Так почему же волк – образ зла и жестокости, наречен автором бедным?
История создания
В России после 1830-х годов в либеральное народное движение активно проникают идеи социализма. Теория равенства и всеобщего блага не осталась писателем без внимания и он создает несколько сказок на эту тему, таких как «Карась-идеалист», «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», причем две последние сказки связаны, это можно понять по словам автора в экспозиции.
Сюжет
Волк самый жестокий зверь в лесу. Его все проклинают за душегубства, а он не может не есть мяса: то овцу задерет, то мальчишку. На волка стенает весь лес.
Однажды медведь изловчился поймать серого и задумал его судить. Но, поговорив с волком, косолапый отпустил его, так как понял, что не может осудить его за то, что он добывал себе пропитания. Пока волк был молод он много убивал и ел.
Но постарел он, оплешивел, стал ни на что негодный. В конце концов измученный зверь, не загнать и зайца, выходить к охотникам, чтобы принять смерть.
Образ волка
Так повелось, что в русском фольклоре волка не любят. Над ним потешается хитрая лиса, его лупят охотники, да даже поросята поджигают хвост. Серый волк – главный мерзавец или реже глупец, с которым любо дело разделаться.
Салтыков-Щедрин рассмотрел этот образ иначе. Он сосредоточил внимание на том, что единственная пища для волка мясо, и, чтобы выжить, ему приходиться убивать. И тогда ненависть окружающих неоправданна, потому что волк хоть и делает много худого, но не знает об этом: «Он думает, что живет –только и всего».
Но не один волк злодействует в сказке. Наравне с ним в жестокости писателем поставлены люди. Они убивают животных на охоте, но почему-то не осуждают друг друга. Вот и получается, что волка выбрали объектом ненависти, и всю жизнь он вынужден мириться с враждебностью, не имея возможности изменить это. Поэтому волк и назван бедным.
Источник: Анализ сказки Бедный волк Салтыкова-Щедрина
Месть – это преступление или восстановление справедливости? Месть - это низкое, ужасное желание причинять боль людям, считая, что они этого заслуживают. Очень часто люди мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте. И хотя месть совершается из стремления к справедливости, это такое же проявление зла, которое только усугубляет ситуацию.
Для доказательства этого приведу пример из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Грушницкий не хочет принимать тот факт, что понравившаяся ему княжна Мери увлечена Печориным. Он наговаривает на Григория Александровича, оскорбляя его честь и достоинство. Конфликт между героями приводит к дуэли между Печориным и Грушницким. Попытка Грушницкого выиграть в нечестном поединке не удалась. Печорин настаивает на честной дуэли, в результате которой погибает Грушницкий. Такой финал взаимоотношений между литературными персонажами показывает, что месть Грушницкого подействовала против него же. Жажда отомстить врагу приводит к тому, что месть уничтожает собственную личность.