Горе от ума
1. какие ситуации i действия комедии вызывают у нас смех, свидетельствуют, что перед нами комедия?
2. что можно рассказать о жизни чацкого до его появления на сцене (вспомните высказывания о нём софии, лизы, фамусова и других)? как уже в i действии характеристики, данные ему софией и лизой?
3. почему конфликт чацкого с фамусовским обществом неизбежен? как оценивает чацкий «век нынешний» и «век минувший»? почему не репетилова, «члена тайного собрания», а чацкого считают «опасным» фамусов и его единомышленники?
4. сопоставьте два монолога чацкого из i действия («ну что ваш », «а ») и монолог из ii действия («а судьи »). как характеризует чацкий московское дворянство? разные цели преследуют монологи или одну? в какие моменты они произносятся чацким? чем отличается монолог из ii действия от предыдущих по настроению?
5. подберите цитаты из комедии и дайте характеристику фамусова.
6. подберите цитаты из комедии и дайте характеристику скалозуба.
7. подберите цитаты из комедии и дайте характеристику софии.
8. перед нами, начиная с 4 явления iii действия, проходит ряд ярчайших типов, составляющих мир фамусова. расскажите о них, дайте краткую характеристику гостям фамусова.
9. подберите цитаты из комедии и дайте характеристику молчалина. (почему софия полюбила этого человека? цель жизни молчалина? какими средствами он хочет её достигнуть? как в речи молчалина отражается его характер? может ли молчалин стать другим? )
10. почему в 22 явлении iii действия «незначащая встреча» с французиком из бордо вывела чацкого из себя? в чём значение этого монолога для понимания личности героя?
11. проанализируйте последний монолог чацкого (14 явл. iv действия). справедлив ли чацкий в этом монологе к софии?
12. проследите по 21 явлению iii действия, как нарастает в фамусовском обществе недовольство чацким и раздражение против него. что этому чем обидел главный герой каждого из тех, кто распускает слух о его безумстве?
13. пушкин писал а.бестужеву о языке комедии: «о стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицы». докажите справедливость слов поэта.
14. в чём разница между первоначальным названием комедии «горе уму» и названием «горе от ума»? какое из них больше отвечает идейному смыслу комедии? докажите ваши положения, используя текст пьесы.
15. кто чацкий – победитель или побеждённый? обоснуйте своё мнение, опираясь на текст комедии.
Автор отмечает, что почти все проекты И.Кулибина так и не были реализованы. А ведь он предлагал так многое, что было изменить облик городов и улучшить жизнь людей. Среди них следующее: лифт, который он предложил установить в Зимнем дворце, раздвижные мосты через Неву, предлагал усовершенствовать спуск на воду вновь построенных кораблей, изготовить механические протезы для инвалидов и многое другое.
Многие его идеи взяли за основу за рубежом. И Россия уже там будет их покупать в будущем.
Ивана Кулибина хвалили, им восхищались, даже награждали, но когда дело касалось конкретного воплощения идеи в жизнь, не находилось людей, которые бы его поддержали.
Единственным крупным реализованным проектом стали часы яичной формы, подаренные изобретателем Екатерине 2. Они и сейчас находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, демонстрируя талант изобретателя- самоучки.
Его ценили не только в России. Шведский король Густав IV говорил: «Этот человек одарён необыкновенными талантами». Римский император улыбался ему: «Я очень рад, что имею случай познакомиться с таким необыкновенным человеком, как вы».
В России же восхищение было только внешним. И.В.Кулибин постоянно натыкался на равнодушие, бюрократизм чиновников.
Автор отмечает огромную любовь Кулибина к своему делу, его терпение и оптимизм. В то же время это был очень тихий, скромный человек, но не изменявший своим принципам. Так он не стал носить европейскую одежду.
Жизнь И.Кулибина- пример того, какие огромные таланты есть в России. Но в то же время это обвинение царскому самодержавию, невежеству, косности, бюрократизму.
Благодарные потомки помнят о нём и ещё долго не забудут.
ВОТ ТЕКСТ : Имя Ивана Кулибина вошло в литературу. Каждый школьник знает гениального самоучку из драмы А. Островского " Гроза ". Но реальный ученый умнее.Однако оба наталкивались на неприятие своей личности и своих изобретений в обществе. Все проекты Кулибина не были реализованы, а ведь он предлагал то, что могло улучшить жизнь людей: лифт, раздвижные мосты, механические протезы. В России не находилось людей, которые бы вкладывали средства в его изобретения. Единственным реализованным проектом стали часы яичной формы, подаренные императрице. Его любили за границей и мечтали с ним пообщаться. А в России мастер наталкивался на равнодушие чиновников. Кулибин был терпелив, скромен, не выделялся внешне ничем. Его жизнь и судьба трудов - пример того, какие таланты рождает русская Земля. Современники - не оценили, потомки - помнят.
ОТВЕТ НА ВОПРОС , Кулибин любил изобретать, и ему было неважно, как оценивалась его работа. Его яркая личность, ответственное отношение к делу может служить примером для тех, кто еще только начинает жить. Бюрократы разного рода не смогли помешать Кулибину остаться заметным явлением в русской культуре. Он думал о людях, когда мечтал о лифте в Зимнем дворце, о красивой форме часов. Его саморазвитие, считаю, также стало образцом для всех, кто верит в технический прогресс и в его эстетическую и нравственную составляющую. Кулибины преобразовывают действительность, оставляя ее для чистого и полезного труда..
Подробнее - на -
1 вариант.
Смеётся над тем, что человек может за один день прогулять все деньги, которые копил несколько лет, ел только солому и ничего себе не позволял. А горюет над тем, что человек не смог исполнить мечту, а точнее, что он исполнил ее, но тут же все растерялся.
2 вариант
Автор смеётся на тем что мужик долго копил, ел солому, а потом резко лишился того на что он так долго копил, а горюет он над тем, что создал такого персонажа, глупого который только что осуществил свою мечту и сразу же её пропил. Автор хочет показать каким не надо становиться, что надо быть собраным человеком, если ты осуществил свою мечту, то ненадо её в тот же день потерять.