совершенно особую роль в романе играет сон гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-пугачевым. увиденный сон — вещий, пророческий: об этом читателя сам гринев: «мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни» . давний сон свой гринев помнил всю жизнь.
подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией
какой же сон видел гринев? ему снилось, что он вернулся домой: «…матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобою проститься» . — пораженный страхом, я иду за нею в спальню. вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «андрей петрович, петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его» . я стал на колени и устремил глаза мои на больпого. что ж? . вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «что это значит? это не батюшка. и какой стати просить благословения у мужика? » — «всё равно, петрушка, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»… »
обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет.
она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку» … символическое в ней, что мужик с черной бородой похож на пугачева, что пугачев так же ласков был с гриневым, что это он устроил ело счастье с машей мироновой… чем больше узнавал читатель о восстании и пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
это становится особенно наглядвым в заключительной сцене сна. гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «я не соглашался. тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „не бойсь, подойди под мое благословение… ”»
мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел гринев позже — уже не во сне, а наяву.
объяснение:
совершенно особую роль в романе играет сон гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-пугачевым. увиденный сон — вещий, пророческий: об этом читателя сам гринев: «мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни» . давний сон свой гринев помнил всю жизнь.
подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией
какой же сон видел гринев? ему снилось, что он вернулся домой: «…матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «тише, — говорит она мне, — отец болен при смерти и желает с тобою проститься» . — пораженный страхом, я иду за нею в спальню. вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «андрей петрович, петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его» . я стал на колени и устремил глаза мои на больпого. что ж? . вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «что это значит? это не батюшка. и какой стати просить благословения у мужика? » — «всё равно, петрушка, — отвечала мне матушка, — это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»… »
обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет.
она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку» … символическое в ней, что мужик с черной бородой похож на пугачева, что пугачев так же ласков был с гриневым, что это он устроил ело счастье с машей мироновой… чем больше узнавал читатель о восстании и пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
это становится особенно наглядвым в заключительной сцене сна. гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «я не соглашался. тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „не бойсь, подойди под мое благословение… ”»
мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел гринев позже — уже не во сне, а наяву.
наверно я : -)