Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна. Драма была поставлена на сценах почти всех театров России: от крупных столичных до театров маленьких, затерянных городишек. И неудивительно, ведь Островский в пьесе показал новую героиню, символизировавшую протест против старого уклада, символизировавшую ростки новой жизни. А именно так пьеса была воспринята общественностью. Даже цензоры восприняли “Грозу” именно как общественную пьесу, так как требовали от Островского вовсе убрать Кабаниху: им почудилось, что Кабаниха пародия на царя, “Николай Павлович в юбке”. По словам В. Лакшина, “Гроза” поразила современников Островского своей “поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины”. Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране. Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был иной исход? После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что теоретически у Катерины Кабановой все же был выбор. Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы. Первый и самый желанный путь - это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится. Второй путь - получить развод. Но в то время, чтобы получить развод, можно было прождать очень долго, да и нужно было пройти все инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен. Третий путь - уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу. Четвертый и самый страшный путь — путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна. Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью. Оставался еще один путь — жить с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!” Таким образом, единственным выходом для Катерины было самоубийство. Такое решение вовсе не слабость, а сила ее характера. Известно, что самоубийство в христианской традиции - величайший грех. Самоубийц хоронят за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину. “Молиться не будут? - восклицает она. - Кто любят, тот будет молиться...” Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть. Безусловно, Катерина - “луч света в темном царстве”, но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч - мира Диких и Кабаних. Эта брешь- язва в “темном царстве”. Смерть Катерины служит немым упреком как Борису, “слепо покоряющегося воле Дикого”, так и Тихону, “безвольной жертве страха перед матерью”. Катерина заставляет внутренне встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: “Вы ее погубили! Вы! Вы!” В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: “Эта, хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет содержание едва ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно венчающей всю драму”.
Салон Анны Павловны Шерер - это театр. Мы видим не людей , а их маски. Они ходят, собираются в группы, о чем-то говорят по задуманному сценарию. Но ни одна их фраза не имеет смысла, ни в одном жесте нет искренности. Главный режиссер- это сама Анна Павловна и сорежиссер- Василий Курагин. Здесь, правда, мы впервые видим и Пьера Безухова, и Андрея Болконского, которые отличаются от остальных своими взглядами на жизнь и исторические события.
Лев Толстой сравнивает салон с прядильной мастерской, в которой люди напоминают шумящие веретена. Красивая и хищная Элен Курагина ищет выгодного жениха, только наблюдает, не произнося ни слова. На лице ее застыла улыбка, и весь вечер героиня лишь поправляет холодные украшения на своей шее.
Кажется симпатичной милая жена Андрея Болконского Лиза. Но она разговаривает как маленькая девочка, как кукла. которой все обязаны.
Андрей Болконский - один из самых умных людей Петербурга здесь не находит собеседников. Только " медвежеподобный" и искренний Пьер Безухов вызывает у него улыбку приязни. Между тем, сама Анна Павловна совсем не обращает внимания на этого гостя, боясь, что он нарушит все ее планы, ведь он не получил светского воспитания,
Писатель не положительно относится к обществу, собирающемуся в салоне. Для него все посетители - это " приличьем стянутые маски", преследующие свою цель. Князя Курагина он считает актером, а монолог его называет "заведенными часами ". Гости похожи на блюда, которыми хозяйка сервирует стол ( преподносит то виконта, то аббата). Толстой подчеркивает никчемность этих людей, говоря об их физиологических потребностях ( они пришли поесть, попить, сказать что-то всем известное или ).
Описывая салон, писатель подчеркивает, что именно здесь начинается сюжет и угадывается будущее героев романа - эпопеи. Пьер впервые попадает под чары Элен, своей будущей супруги, князь Василий подумывает женить " беспутного" Анатоля на набожной кн. Марье , а Андрей Болконский собирается отправить Лизу к отцу в деревню и идти на войну, потому что ему светская жизнь не нравится. Начало романа так похоже на его конец, на эпилог. В конце мы увидим сына умершего Болконского- Николеньку, услышим те же споры о войне и философия войны кажется нам не такой уж важной по сравнению с вечным миром
По словам В. Лакшина, “Гроза” поразила современников Островского своей “поэтической силой и драматизмом рассказа о судьбе Катерины”. Пьеса была воспринята как обличение купеческих норм нравственности и произвола, господствовавших в стране.
Я думаю, что никто не будет спорить с тем, что судьба Катерины действительно драматична. Она, возможно, сама того не осознавая, протестовала против самодурства и деспотизма общества, в котором жила. Ее добровольная смерть как раз и есть вызов этой самодурной силе. Но возможен ли был иной исход?
После некоторых размышлений можно прийти к мнению, что теоретически у Катерины Кабановой все же был выбор. Попробуем проанализировать возможные разрешения конфликта пьесы.
Первый и самый желанный путь - это уехать с Борисом. Именно на это надеется бедная женщина, когда идет на последнее свидание с любимым человеком. Но Борис, этот “образованный Тихон”, не в состоянии отвечать за свои поступки, не в состоянии взвалить ответственность на себя. Он отказывает Катерине. Последняя надежда рушится.
Второй путь - получить развод. Но в то время, чтобы получить развод, можно было прождать очень долго, да и нужно было пройти все инстанции, испытать все унижения. Если развод был редок в дворянских семьях (вспомним Анну Каренину), то для купеческой семьи он был просто невозможен.
Третий путь - уйти в монастырь. Но мужнюю жену не могли принять в монастырь. Ее бы там все равно отыскали и вернули к мужу.
Четвертый и самый страшный путь — путь Катерины Измайловой. Избавиться от мужа и свекрови, убить их. Но не может Катерина Кабанова избрать этот путь, не может причинить другому человеку боль, не может нарушить пятую заповедь “не убий”, так как необыкновенно набожна.
Не могла Катерина и жить по принципу Варвары: “Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Натура Катерины не может смириться с ложью. Просто уйти от мужа и вернуться в родительский дом было нельзя, ее бы нашли и вернули, а ее позор лег бы на всю семью.
Оставался еще один путь — жить с Тихоном по-прежнему, ведь он ее по-своему любил и простил ее грех. Но могла ли Катерина выслушивать ежедневные понукания и упреки свекрови? Да и главное не в этом. С Борисом Катерина испытала настоящую любовь, познала прелесть близости с любимым человеком, радость находиться в его объятиях. И разве можно после этого жить с нелюбимым мужем, находящимся под каблуком Кабанихи, мужем, который даже не защитить жену от оскорблений матери? Конечно же, нет! Полюбив Бориса, Катерина уже не могла любить никого другого. Ее цельная натура, идущая на поводу у чувства, не допускала даже мысли об этом. Она и думать о возвращении в дом Кабановых не могла: “Мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше... А об жизни и думать не хочется... И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Жить нельзя! Грех!”
Таким образом, единственным выходом для Катерины было самоубийство. Такое решение вовсе не слабость, а сила ее характера. Известно, что самоубийство в христианской традиции - величайший грех. Самоубийц хоронят за оградой церкви и не отпевают. Но и это не пугает набожную Катерину. “Молиться не будут? - восклицает она. - Кто любят, тот будет молиться...” Такой душевной одаренности и такой цельности, как у Катерины, одна награда - смерть.
Безусловно, Катерина - “луч света в темном царстве”, но с ее смертью он не гаснет. Луч пробил брешь среди грозных туч - мира Диких и Кабаних. Эта брешь- язва в “темном царстве”. Смерть Катерины служит немым упреком как Борису, “слепо покоряющегося воле Дикого”, так и Тихону, “безвольной жертве страха перед матерью”. Катерина заставляет внутренне встрепенуться апатичного Тихона, который в исступлении обвиняет мать: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”
В. Лакшин писал об этой последней сцене драмы: “Эта, хоть по всей видимости и непрочная, победа перед страхом авторитета составляет содержание едва ли не самой психологически острой и смелой сцены, достойно венчающей всю драму”.
Объяснение:
Салон Анны Павловны Шерер - это театр. Мы видим не людей , а их маски. Они ходят, собираются в группы, о чем-то говорят по задуманному сценарию. Но ни одна их фраза не имеет смысла, ни в одном жесте нет искренности. Главный режиссер- это сама Анна Павловна и сорежиссер- Василий Курагин. Здесь, правда, мы впервые видим и Пьера Безухова, и Андрея Болконского, которые отличаются от остальных своими взглядами на жизнь и исторические события.
Лев Толстой сравнивает салон с прядильной мастерской, в которой люди напоминают шумящие веретена. Красивая и хищная Элен Курагина ищет выгодного жениха, только наблюдает, не произнося ни слова. На лице ее застыла улыбка, и весь вечер героиня лишь поправляет холодные украшения на своей шее.
Кажется симпатичной милая жена Андрея Болконского Лиза. Но она разговаривает как маленькая девочка, как кукла. которой все обязаны.
Андрей Болконский - один из самых умных людей Петербурга здесь не находит собеседников. Только " медвежеподобный" и искренний Пьер Безухов вызывает у него улыбку приязни. Между тем, сама Анна Павловна совсем не обращает внимания на этого гостя, боясь, что он нарушит все ее планы, ведь он не получил светского воспитания,
Писатель не положительно относится к обществу, собирающемуся в салоне. Для него все посетители - это " приличьем стянутые маски", преследующие свою цель. Князя Курагина он считает актером, а монолог его называет "заведенными часами ". Гости похожи на блюда, которыми хозяйка сервирует стол ( преподносит то виконта, то аббата). Толстой подчеркивает никчемность этих людей, говоря об их физиологических потребностях ( они пришли поесть, попить, сказать что-то всем известное или ).
Описывая салон, писатель подчеркивает, что именно здесь начинается сюжет и угадывается будущее героев романа - эпопеи. Пьер впервые попадает под чары Элен, своей будущей супруги, князь Василий подумывает женить " беспутного" Анатоля на набожной кн. Марье , а Андрей Болконский собирается отправить Лизу к отцу в деревню и идти на войну, потому что ему светская жизнь не нравится. Начало романа так похоже на его конец, на эпилог. В конце мы увидим сына умершего Болконского- Николеньку, услышим те же споры о войне и философия войны кажется нам не такой уж важной по сравнению с вечным миром