Повесть Михаила Булгакова "Собачье Сердце" - крайне многоплановое произведение. Тут и острая сатира, и философские размышления, и фантастичность сюжета. Среди средств художественной выразительности, использованных автором, видное место занимает гротеск - крайнее преувеличение, доведенное до абсурда.
Абсурдности в повести немало. Общая абсурдность ситуации в том, что четвероногий Шарик гораздо более человечен, чем Шарик двуногий. Клим Чугункин в большей степени животное, чем бездомный пес Шарик. Его интересы и желания примитивны, животны.
Абсурдно и то, что прооперированный профессором пес, получивший личность люмпена Чугункина и ставший Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, делает стремительную карьеру и приобщается к идеологии победившего пролетариата. При поддержке Швондера Шариков находит себе дело по душе - он ловит и убивает бездомных животных, то есть таких же существ, каким недавно был сам.
Гротескно и то, как Шариков рассуждает о глобальных вопросах. Он категорично высказывается о вещах, о которых не имеет ни малейшего понятия и абсолютно уверен в своей правоте. "Не согласен я... с обоими", "Отнять и поделить" - в этом весь Шариков, то есть люмпен Чугункин. Этот типаж, к сожалению, живет и процветает до сих пор.
Повесть Михаила Булгакова "Собачье Сердце" - крайне многоплановое произведение. Тут и острая сатира, и философские размышления, и фантастичность сюжета. Среди средств художественной выразительности, использованных автором, видное место занимает гротеск - крайнее преувеличение, доведенное до абсурда.
Абсурдности в повести немало. Общая абсурдность ситуации в том, что четвероногий Шарик гораздо более человечен, чем Шарик двуногий. Клим Чугункин в большей степени животное, чем бездомный пес Шарик. Его интересы и желания примитивны, животны.
Абсурдно и то, что прооперированный профессором пес, получивший личность люмпена Чугункина и ставший Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, делает стремительную карьеру и приобщается к идеологии победившего пролетариата. При поддержке Швондера Шариков находит себе дело по душе - он ловит и убивает бездомных животных, то есть таких же существ, каким недавно был сам.
Гротескно и то, как Шариков рассуждает о глобальных вопросах. Он категорично высказывается о вещах, о которых не имеет ни малейшего понятия и абсолютно уверен в своей правоте. "Не согласен я... с обоими", "Отнять и поделить" - в этом весь Шариков, то есть люмпен Чугункин. Этот типаж, к сожалению, живет и процветает до сих пор.