О, милое детство, зачем ты умчалось? О, дивная юность, зачем ты ушла? Ведь каждая кукла живою казалась! Ведь каждая «куколка» тайной была! Не делай ты зла, умоляю, не надо, - осудят, накажут, да-да. Твори лишь добро и получишь сполна ты без следствия и без суда. Обманет враг - на то и враг, предаст дружок - скулить не надо. Ты ж сам - обманываться рад, и ты - обманываться рада. Говорил один банкир известный: «Надо жить красиво, благородно, надо жить порядочно и честно, Ну, а наживаться - как угодно!»
Мысль о духовной деградации главного героя подчеркивает и следующий факт. Если в середине рассказа Старцев еще рассуждает о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то со временем он оставляет даже разговоры об этом. Свободное время герой посвящает карточной игре. Любимое занятие Ионыча – вынимать по вечерам из карманов бумажки, добытые практикой. Все эти детали свидетельствуют о полной духовной деградации героя. Рассмотрим художественные особенности произведения Чехова. Хотя автор показывает доктора Старцева на протяжении длительного периода времени, жанр «Ионыча» нельзя определить как роман или повесть. И дело здесь не только в небольшом объеме произведения. Главное заключается в том, что Чехов показывает своего герояв частном бытии; проблемы общественные раскрываются через детали повседневной жизни персонажей. Однако есть нечто, что сближает рассказ Чехова с романом. Это испытание героя любовью. Именно история любви лежит в основе сюжета произведения. Взаимоотношения Старцева и Екатерины Ивановны напоминают нам о взаимоотношениях Татьяны и Онегина, только в обратной последовательности. Сначала Старцев влюбляется в Котика и получает отказ, затем история повторяется в «зеркальном» отражении искренне любить положительно характеризует героя в начале рассказа. Ночь, проведенная на кладбище, созерцание прекрасной природы – светлое впечатление, которое, как предупреждает автор, уже никогда не повторится в жизни доктора. Вспомним, что жить в единении с природой искренне любить – важнейшие критерии нравственной оценки человека в произведениях Чехова. В то же время к светлому чувству героя примешиваются и меркантильные интересы. Чехов отмечает важную деталь в размышлениях доктора, приехавшего делать предложение Екатерине Ивановне. «А приданого они дадут, должно быть, немало», – думал Старцев. Чувство Дмитрия Ионыча оказалось безответным. Через несколько лет, когда уже Екатерина Ивановна влюбилась в героя, он был не в состоянии оценить ее чувство. Оказавшись во власти денег, доктор утратил любить. Екатерине Ивановне кажется, будто перед ней прежний Старцев. Она восклицает: «Но у вас работа, благородная цель в жизни... Какое это счастье быть земским врачом страдальцам, служить народу. Какое счастье!» Старцев же при этом вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием. Затеплившийся в душе огонек погас. Прежний доктор Старцев духовно умер. Остался Ионыч. Сатира Чехова в рассказе «Ионыч» приобретает глубоко личностный характер. Автор стремится показать, что истинная причина пошлости, бездуховности, меркантилизма, царящих в обществе, заключается в душевной слабости самого человека, в его нежелании сопротивляться злу.
О, дивная юность, зачем ты ушла?
Ведь каждая кукла живою казалась!
Ведь каждая «куколка» тайной была! Не делай ты зла, умоляю, не надо, -
осудят, накажут, да-да.
Твори лишь добро и получишь сполна ты
без следствия и без суда. Обманет враг - на то и враг,
предаст дружок - скулить не надо.
Ты ж сам - обманываться рад,
и ты - обманываться рада. Говорил один банкир известный:
«Надо жить красиво, благородно,
надо жить порядочно и честно,
Ну, а наживаться - как угодно!»