первоначально роман должен был начинаться с описания мятежа генерала корнилова, но вскоре автор признается: «я почувствовал: что-то у меня не получается».
начать с семьи было новой гениальной находкой молодого писателя. этой автор отвечал на вопросы, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации так, а не иначе. семья – носительница того, что мы называем культурой. поэтому в центре внимания шолохова разные поколения семьи мелеховых.
в семье мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме. пусть его поступки круты, тон решителен и непреклонен, члены семьи сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий григорий.
качества характера пантелея прокофьевича: ум, чувство достоинства, верность казацким обычаям, труженичество, честность, смекалка, жажда независимости, суровость, нежное отношение к внукам. и в то же время враждебность и презрение к иным обычаям, иногородним «хохлам», собственничество, граничащее со скопидомством, жестокость по отношению к чужакам.
ильинична и наталья: верность в , терпение, чадолюбие, жалость к слабому, поддерживание родственных отношений, готовность на самопожертвование ради детей и семьи.
одной из очаровательных и в то же время сложных героинь является дарья. о её происхождении нам ничего не известно. сама героиня в конце романа говорит: «у меня ни сзади, ни спереди никого нет».
воплощением женственности и страсти в романе является аксинья. мы по-разному относимся к этой героине. кто-то ею восторгается, а кто-то осуждает за то, что она способствовала разрушению семьи григория, но привлекательность таких натур состоит в противоречивости характера.
наверное, самым светлым, незапятнанным в романе шолохова является образ дуняшки. именно ей автор отводит роль хранительницы семейного очага, доверив детей григория.
одной из ценностей в системе казацкого уклада, показанной в романе, является материнство.
обратите внимание на интересную параллель в романе: дети являются мерилом жизненности самих героинь.
не имея, в сущности детей, дарья быстро умирает как женщина. отсутствие детей становится «господним наказанием».
аксинья родила дитя от степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребёнок умер, не дожив и до года». от григория родила танюшку, она стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к григорию. как бы то ни было, ребёнок тоже умирает около полутора лет от роду. детей григория взяла после смерти натальи к себе. «они охотно называли её мамой», но она оставляет их, когда уезжает с григорием, и гибнет от пули, не оставив после себя никого.
наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею.
шолохов приходит к выводу, что смерть женщины – это зло, беда, это смерть семьи
крушение семьи как основной ячейки общества проницательно уловил автор романа в народной среде.
на долю шолохова выпало описать, как был уничтожен этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни, столь дорогой его сердцу. разрушена крепкая и большая семья мелеховых. кто в этом виноват? никто не ответит на этот вопрос, не отвечает на него и шолохов. но он заставляет нас задуматься над тем, что могут сотворить люди сами с собой, когда перестают думать друг о друге и не хотят заглянуть вперед, чтобы предвидеть и осознать следствия своих поступков.
главный герой романа — молодой боярин князь никита романович серебряный появляется уже в главе 1. он напоминает одного из былинных богатырей. автор подробно описывает его внешность: «наружность князя соответствовала его нраву. отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. в его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. но мягко и определенно изогнутый рот выражал честную, ничем непоколебимую твердость, а улыбка — беспритязательное, почти детское добродушие… серебряному было лет двадцать пять. роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составляли противоположность с темными бровями и черными ресницами. короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок». внешность царя впервые описана в главе «пир». вот как изображено его появление: «наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошел сам царь, иван васильевич. он был высок, строен и широкоплеч. длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителя, богоматери, апостолов и пророков. большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. высокие каблуки красных сафьянных сапогов были окованы серебряными скобами. страшную перемену увидел в иоанне никита романович. правильное лицо все еще было прекрасно; но черты обозначались резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем и на челе явились морщины, которых не было прежде. всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. иоанну было от роду тридцать пять лет; но ему казалось далеко за сорок. выражение лица его совершенно изменилось. так изменяется здание после . еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе. со всем тем, когда иоанн взирал милостиво, взгляд его еще был привлекателен. улыбка его очаровывала даже тех, которые хорошо его знали и гнушались его злодеяниями. с такою счастливою наружностью иоанн соединял необыкновенный дар слова». нам легко представить внешность ивана грозного, поскольку перед нами сразу же встают его живописные и скульптурные изображения. и. е. репин, в. м. васнецов, м. м. антокольский и другие мастера уже запечатлели в нашей памяти его облик. толстой привносит что-то новое в царский облик. портрет вымышленного героя — князя серебряного при всей детальности его изображения представить себе, быть может, труднее — он слишком обычен.
первоначально роман должен был начинаться с описания мятежа генерала корнилова, но вскоре автор признается: «я почувствовал: что-то у меня не получается».
начать с семьи было новой гениальной находкой молодого писателя. этой автор отвечал на вопросы, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации так, а не иначе. семья – носительница того, что мы называем культурой. поэтому в центре внимания шолохова разные поколения семьи мелеховых.
в семье мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме. пусть его поступки круты, тон решителен и непреклонен, члены семьи сносят это терпеливо и сдержанно, даже горячий григорий.
качества характера пантелея прокофьевича: ум, чувство достоинства, верность казацким обычаям, труженичество, честность, смекалка, жажда независимости, суровость, нежное отношение к внукам. и в то же время враждебность и презрение к иным обычаям, иногородним «хохлам», собственничество, граничащее со скопидомством, жестокость по отношению к чужакам.
ильинична и наталья: верность в , терпение, чадолюбие, жалость к слабому, поддерживание родственных отношений, готовность на самопожертвование ради детей и семьи.
одной из очаровательных и в то же время сложных героинь является дарья. о её происхождении нам ничего не известно. сама героиня в конце романа говорит: «у меня ни сзади, ни спереди никого нет».
воплощением женственности и страсти в романе является аксинья. мы по-разному относимся к этой героине. кто-то ею восторгается, а кто-то осуждает за то, что она способствовала разрушению семьи григория, но привлекательность таких натур состоит в противоречивости характера.
наверное, самым светлым, незапятнанным в романе шолохова является образ дуняшки. именно ей автор отводит роль хранительницы семейного очага, доверив детей григория.
одной из ценностей в системе казацкого уклада, показанной в романе, является материнство.
обратите внимание на интересную параллель в романе: дети являются мерилом жизненности самих героинь.
не имея, в сущности детей, дарья быстро умирает как женщина. отсутствие детей становится «господним наказанием».
аксинья родила дитя от степана, но и здесь примечательно кратко: «…ребёнок умер, не дожив и до года». от григория родила танюшку, она стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. но любовь к ребенку лишь была продолжением любви к григорию. как бы то ни было, ребёнок тоже умирает около полутора лет от роду. детей григория взяла после смерти натальи к себе. «они охотно называли её мамой», но она оставляет их, когда уезжает с григорием, и гибнет от пули, не оставив после себя никого.
наталья погибает в тот момент, когда она не просто отказалась от идеи материнства, но неестественно для неё злым, мстительным образом растоптала, разрушила свою же идею.
шолохов приходит к выводу, что смерть женщины – это зло, беда, это смерть семьи
крушение семьи как основной ячейки общества проницательно уловил автор романа в народной среде.
на долю шолохова выпало описать, как был уничтожен этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни, столь дорогой его сердцу. разрушена крепкая и большая семья мелеховых. кто в этом виноват? никто не ответит на этот вопрос, не отвечает на него и шолохов. но он заставляет нас задуматься над тем, что могут сотворить люди сами с собой, когда перестают думать друг о друге и не хотят заглянуть вперед, чтобы предвидеть и осознать следствия своих поступков.
главный герой романа — молодой боярин князь никита романович серебряный появляется уже в главе 1. он напоминает одного из былинных богатырей. автор подробно описывает его внешность: «наружность князя соответствовала его нраву. отличительными чертами более приятного, чем красивого лица его были простосердечие и откровенность. в его темно-серых глазах, осененных черными ресницами, наблюдатель прочел бы необыкновенную, бессознательную и как бы невольную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на некоторую беспорядочность и непоследовательность в мыслях. но мягко и определенно изогнутый рот выражал честную, ничем непоколебимую твердость, а улыбка — беспритязательное, почти детское добродушие… серебряному было лет двадцать пять. роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составляли противоположность с темными бровями и черными ресницами. короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок». внешность царя впервые описана в главе «пир». вот как изображено его появление: «наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошел сам царь, иван васильевич. он был высок, строен и широкоплеч. длинная парчовая одежда его, испещренная узорами, была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителя, богоматери, апостолов и пророков. большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. высокие каблуки красных сафьянных сапогов были окованы серебряными скобами. страшную перемену увидел в иоанне никита романович. правильное лицо все еще было прекрасно; но черты обозначались резче, орлиный нос стал как-то круче, глаза горели мрачным огнем и на челе явились морщины, которых не было прежде. всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. иоанну было от роду тридцать пять лет; но ему казалось далеко за сорок. выражение лица его совершенно изменилось. так изменяется здание после . еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось недоброе. со всем тем, когда иоанн взирал милостиво, взгляд его еще был привлекателен. улыбка его очаровывала даже тех, которые хорошо его знали и гнушались его злодеяниями. с такою счастливою наружностью иоанн соединял необыкновенный дар слова». нам легко представить внешность ивана грозного, поскольку перед нами сразу же встают его живописные и скульптурные изображения. и. е. репин, в. м. васнецов, м. м. антокольский и другие мастера уже запечатлели в нашей памяти его облик. толстой привносит что-то новое в царский облик. портрет вымышленного героя — князя серебряного при всей детальности его изображения представить себе, быть может, труднее — он слишком обычен.