Удивляет даже не то, что рассказ написан более ста лет назад, а то, что проблемы, поднятые в нем, очень актуальны и по сей день. Чуткость, доброта, любовь – это несметные сокровища человечества во все времена. И не важно, сколько еще пройдет лет, сколько поколений прочтет этот небольшой рассказ И.Бунина, важно, что люди всегда будут откликаться на эти проблемы, их будут задевать эти строки. Обратите внимание на первые слова в этом произведении – «мой дорогой». Дядя обращается к своему маленькому племяннику не просто вежливо, а с нежностью, и это чувствуется. Он любит его, как родного сына, хотя и не одобряет шалости мальчика. Дядя подмечает даже самые мелкие детали, описывая внешность ребенка: «опустив глаза», «грустное личико». Женя – горячо любимый племянник и дядя этого не скрывает, хотя и признается, что сдерживает проявление своих чувств, чтобы «не баловать» ребенка. Неужели любовью, чуткостью и добротой можно малыша избаловать? Избалованный ребенок – это скорее результат отсутствия воспитания, чем обилия внимания и заботы о нем. Доброта дяди не ставится автором под сомнение, ведь он с горечью реагирует на «недостойное» поведение маленького проказника. Дяде неприятна сама ситуация ссоры, которая возникает вроде бы из-за незначительного недоразумения и он корит себя за излишнюю жесткость по отношению к Жене. Он чувствует себя так, словно «черт окотил» его «ушатом злобы», и даже «помутилось сознание». Дядя видит, как лицо ребенка «исказилось от ужаса» и готов сожалеть о содеянном, но остановиться уже не может, идет до конца и прогоняет племянника вон. И когда ребенок кричит и плачет от боли, обиды и обрушившихся на него несчастий, дяде становится «уже стыдно» и он начинает нервно курить, «не поднимая глаз». Если бы он был бездушным и черствым человеком, его ни за что не мучили бы угрызения совести, он бы не чувствовал боли, которую испытывал мальчик и уж тем более ни о чем бы не сожалел. Бабушка, которая все время пыталась вразумить Женю, защищала и поддерживала позицию дяди, также сильно любит и жалеет своего внука. Когда она слышит из-за двери крики мальчика о обращенные именно к ней, ей едва удается «усидеть на месте». По ней видно, как ее сердце «рвалось в детскую», но она вынуждена была крепиться, чтобы угодить другим взрослым и быть с ними заодно. Бабушка была последней надеждой мальчика на то, что хоть кто-то его и приголубит. У нее дрожали губы и брови, но она сдержала свой порыв чувств и не пошла к внуку, чтобы его успокоить. Свойственна ли чуткость и доброта маленькому Жене? Конечно. Его искреннее проявление чувств до глубины души трогает дядю, который всеми силами старается выглядеть строгим. Так, например, дядя описывает, как происходит обычно примирение между ним и его племянником после ссоры. В ответ на ласковое слово, мальчик «порывисто» кидается «целовать» дядю. При этом прижимается, крепко обвивая «руками шею», в избытке «беззаветной преданности» и «страстной нежности». По словам самого дяди, на такое искреннее проявление чувств только детство». Почему мальчик прижимается к взрослому после ссоры? Потому, что ищет у него сочувствия, ласки и понимания, поддержки и прощения. Дядя дал обещание мальчику, купить ему книжки и все необходимое для рисования, чтобы показать цифры и научить их рисовать. Поступок добрый, безусловно, но проблема в том, что дяде не хотелось заниматься немедленно, он решил все отложить до завтра. «Сердце» доброго взрослого «говорило» ему в этот момент, что он «совершает великий грех». Дядя осознает, что своими действиями он лишает маленького ребенка «счастья» и «радости», которую сулили ему занятия. Но мысль о том, что «вредно баловать» детей только утверждает его в намерении настоять на своем. После того, как крики и плач Жени затихают, дядя первым идет в детскую. Он видит подавленного и несчастного мальчика, заплаканного, тяжело вздыхающего, который играет «коробочками от спичек». Эта картина поразила рассудительного дядю и его «сердце сжалось». Не найдя защиты и ласки у взрослых, Женя сам себя развлекает нехитрыми играми. После дяди в детскую входят поочередно и мама, и бабушка, так как эта ссора не оставила их равнодушными. Они «качают головами», рассудительно беседуют с мальчиком, объясняя недопустимость такого поведения, и советуют попросить прощения у дяди. Заключительная сцена примирения приносит в семью долгожданный мир и покой, а в сердце маленького Жени настоящее счастье. Он искренне раскаивается, просит прощения у дяди и, наконец, получает возможность увидеть цифры. Ребенок упивается радостью и счастьем, жадно внимая каждому слову взрослого. А дядя с нежностью вдыхает аромат детских волос, разделяя восторг ребенка, и терпеливо изучает с мальчиком заветные цифры.
Как описывает Гоголь нравы и обычаи Запорожской Сечи? Какие бытовые и художественные детали представить жизнь и быт казаков в XVI-XVII веках? Почему такое значительное место занимает в повести изображение Сечи и ее обычаев? Подготовьте устный рассказ о Запорожской Сечи и ее обитателях. Запорожская Сечь — это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке, военная организация вольного народа. Она противопоставлена Гоголем миру, где есть господа и холопы, князья и слуги, миру вражды и рабства. Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачьего общества: «…гетьманы, избранные из среды самих же казаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи». Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирался. При описании Сечи звучит тема плодотворного труда свободных людей. Гоголь не идеализирует Сечь, показывая ее стихийность, своевольство, беспечность, необузданность. Но все это исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают все и берутся за оружие. Воинская служба в Сечи — это не принуждение, а добровольное служение отечеству. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа (Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство). Общество, где нет неравенства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль и именно такое общество рождает героические характеры. Как характеризует Тараса эпизод с переизбранием кошевого?
Этот эпизод характеризует Тараса как человека хитрого и упрямого. Кошевой не хотел войны, так как обещал султану мир. А Бульба рвался в бой и организовал переизбрание кошевого, которым теперь стал его старый товарищ. Что стало причиной боевого похода запорожцев? В чем проявилась мудрость плана нового кошевого? Казаки решили идти на Польшу, отомстить за зло и посрамление казачьей веры и славы, набрать добычи и прославиться.
Как описывает Гоголь нравы и обычаи Запорожской Сечи? Какие бытовые и художественные детали представить жизнь и быт казаков в XVI-XVII веках? Почему такое значительное место занимает в повести изображение Сечи и ее обычаев? Подготовьте устный рассказ о Запорожской Сечи и ее обитателях. Запорожская Сечь — это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке, военная организация вольного народа. Она противопоставлена Гоголем миру, где есть господа и холопы, князья и слуги, миру вражды и рабства. Описывая политическое устройство Сечи, Гоголь подчеркивает демократизм казачьего общества: «…гетьманы, избранные из среды самих же казаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи». Неугодный или провинившийся в чем-то перед народом начальник сразу же переизбирался. При описании Сечи звучит тема плодотворного труда свободных людей. Гоголь не идеализирует Сечь, показывая ее стихийность, своевольство, беспечность, необузданность. Но все это исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. По первому призыву Отчизны запорожцы бросают все и берутся за оружие. Воинская служба в Сечи — это не принуждение, а добровольное служение отечеству. Сечь сурово карает за нарушение ее законов, законов свободного народа (Гоголь описывает жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство). Общество, где нет неравенства, где люди свободны, должно быть нравственным, здесь нет оснований для вражды, здесь высока общественная мораль и именно такое общество рождает героические характеры. Как характеризует Тараса эпизод с переизбранием кошевого?
Этот эпизод характеризует Тараса как человека хитрого и упрямого. Кошевой не хотел войны, так как обещал султану мир. А Бульба рвался в бой и организовал переизбрание кошевого, которым теперь стал его старый товарищ. Что стало причиной боевого похода запорожцев? В чем проявилась мудрость плана нового кошевого? Казаки решили идти на Польшу, отомстить за зло и посрамление казачьей веры и славы, набрать добычи и прославиться.