«видение отроку варфоломею» — картина художника михаила васильевича нестерова, первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого сергию радонежскому. картина написана нестеровым на сюжет, взятый из «жития преподобного сергия» авторства епифания премудрого: однажды в поле, куда варфоломей пошёл по приказанию отца отыскивать коней, он увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера. старец молился, отрок подошёл к нему и поведал скорбь своей души. сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею варфоломея, сказал: «возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати божией и разумение святого писания» . образ сергия радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. особенно большое значение нестеров придавал роли святого в народа. зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях троице-сергиевой лавры, поселившись в деревне комяково недалеко от абрамцева. абрамцево, бывшее имение аксаковых, превратившееся с переходом к мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест нестерова. картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией xviii передвижной выставки и была приобретена п. м. третьяковым в галерею. до конца своих дней художник был убеждён в том, что «видение отроку варфоломею» — самое лучшее его произведение.
«Утром Тосю будить не надо: просыпается она вместе с цикадами и петухами – их ведь тоже никто не будит. Проснется и тихо лежит рядом с матерью, выпростав голые ручки из-под легкого одеяла. В оконце качается мохнатая сосновая ветка. Порой присядет на ветку острохвостая сорока, – в самую рань, когда люди еще спят, она всегда вокруг дома хлопочет. Птица старается удержаться на пляшущей ветке, смешно кланяется клювом, боком топорщит крыло и перебирает цепкими лапками. Шух. И слетает за край окна к веранде. Тося слушает: со стола что-то со звоном летит на пол. Вчера исчезла новая алюминиевая ложечка, должно быть, сорока добирается до вилки. А в кустах над домом взволнованно бормочет другая – подает первой сигналы…»
«Утром Тосю будить не надо: просыпается она вместе с цикадами и петухами – их ведь тоже никто не будит. Проснется и тихо лежит рядом с матерью, выпростав голые ручки из-под легкого одеяла. В оконце качается мохнатая сосновая ветка. Порой присядет на ветку острохвостая сорока, – в самую рань, когда люди еще спят, она всегда вокруг дома хлопочет. Птица старается удержаться на пляшущей ветке, смешно кланяется клювом, боком топорщит крыло и перебирает цепкими лапками. Шух. И слетает за край окна к веранде. Тося слушает: со стола что-то со звоном летит на пол. Вчера исчезла новая алюминиевая ложечка, должно быть, сорока добирается до вилки. А в кустах над домом взволнованно бормочет другая – подает первой сигналы…»
Объяснение: