Лермонтов не просто показывает героя, но хочет объяснить и обосновать его характер условиями той жизни, которую ведет Григорий Александрович. Для этого автор нарушает хронологию повествования. Главы в романе расположены не по порядку происходящих событий, а по внутренней логике, которой придерживается автор. Они должны следовать в таком порядке: “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Предисловие к журналу”.
В новелле «Фаталист» мы видим настоящую «схватку с судьбой» . Намерение провести жестокий эксперимент со своей жизнью выдает натуру рискованную и противоречивую. Пари с Вуличем — это не просто спор двух людей, стремящихся отстоять свою правоту. Это одновременно попытка бросить вызов высшим силам, доказать, что человек на свой личный выбор. В финальной части «Фаталиста» мы встречаем интересное высказывание Печорина: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив; что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь! »
На последних страницах романа Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… не более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья… » Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам. В повести «Фаталист» поставлен и решен вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрению фаталистов, утверждающих, что миром правит неведомая и неотвратимая сила (рок, судьба) , то борьба невозможна и потому бессмысленна. Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения ибо остался жив не по воле рока. Его от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость.
Это про нас. Таких, как Ассоль - единицы. Мир вокруг себя, нужно чувствовать, а не потреблять. Они бесцельны, если у них эта цель появляется, то её надо осуществлять, использовать. Для Ассоли не было такой задачи, она жила своим чувством к неведомому, к тайне, к её раскрытию. Её не огорчало, затянувшееся ожидание, она была пронизана той идеей, тем миром, который ей открывался, и если бы на горизонте она не увидела "Алых парусов" это не послужило бы поводом к разочарованию в жизни. Люди, которые окружали Ассоль, смогли увидеть только свершившийся факт прихода чужого счастья, потому что труд, который, бесспорно, был затрачен ею на время ожидания встречи, для их сознания был напрасен и они так и остались с мыслью о том, что «корабль с красными парусами» всего на всего невероятная случайность. А нравы? Их нравы определяются жизнью для брюха, и обыкновенной нетерпимостью к людям увлечённым своей идеей.
В новелле «Фаталист» мы видим настоящую «схватку с судьбой» . Намерение провести жестокий эксперимент со своей жизнью выдает натуру рискованную и противоречивую. Пари с Вуличем — это не просто спор двух людей, стремящихся отстоять свою правоту. Это одновременно попытка бросить вызов высшим силам, доказать, что человек на свой личный выбор.
В финальной части «Фаталиста» мы встречаем интересное высказывание Печорина:
«Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив; что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь! »
На последних страницах романа Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… не более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья… » Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.
В повести «Фаталист» поставлен и решен вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрению фаталистов, утверждающих, что миром правит неведомая и неотвратимая сила (рок, судьба) , то борьба невозможна и потому бессмысленна.
Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения ибо остался жив не по воле рока. Его от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость.
Мир вокруг себя, нужно чувствовать, а не потреблять.
Они бесцельны, если у них эта цель появляется, то её надо осуществлять, использовать.
Для Ассоли не было такой задачи, она жила своим чувством к неведомому, к тайне, к её раскрытию. Её не огорчало, затянувшееся ожидание, она была пронизана той идеей, тем миром, который ей открывался, и если бы на горизонте она не увидела "Алых парусов" это не послужило бы поводом к разочарованию в жизни. Люди, которые окружали Ассоль, смогли увидеть только свершившийся факт прихода чужого счастья, потому что труд, который, бесспорно, был затрачен ею на время ожидания встречи, для их сознания был напрасен и они так и остались с мыслью о том, что «корабль с красными парусами» всего на всего невероятная случайность.
А нравы? Их нравы определяются жизнью для брюха, и обыкновенной нетерпимостью к людям увлечённым своей идеей.