"записки охотника", появлявшиеся в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже сороковых и пятидесятых годов и объединенные затем в книгу, составили первое по времени большое произведение тургенева. в нем заключен ответ на центральную проблему эпохи, в которую произведение это создавалось. создавалось же оно в ту пору, когда в россии, по словам ленина, "всеобщественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом" {ленин в. и. полн. собр. соч., т. 2, с. 520.}. "записки охотника" -- художественный суд писателя над крепостничеством и теми явлениями действительности, которые сложились в условиях векового господства этого строя. вместе с тем -- это широкое поэтическое полотно народной жизни россии в крепостную эпоху. продолжая то, чего достигли в изображении народа радищев, пушкин и гоголь, тургенев одновременно выработал новый метод изображения. по словам белинского, он "зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил образы крепостных крестьян, созданные тургеневым, были восприняты читателями как глубоко типические и навсегда сохранили это свое художественное достоинство. проникнутые духом антикрепостнического протеста н демократической гуманности, "записки охотника" сыграли важную роль в реализма, так же как и в развитии общественного самосознания. по свидетельству салтыкова-щедрина, они "положили начало целой , имеющей своим объектом народ и его нужды" и, вместе с другими произведениями тургенева, значительно повысили "нравственный и умственный уровень интеллигенции"
"записки охотника", появлявшиеся в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже сороковых и пятидесятых годов и объединенные затем в книгу, составили первое по времени большое произведение тургенева. в нем заключен ответ на центральную проблему эпохи, в которую произведение это создавалось. создавалось же оно в ту пору, когда в россии, по словам ленина, "всеобщественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом" {ленин в. и. полн. собр. соч., т. 2, с. 520.}. "записки охотника" -- художественный суд писателя над крепостничеством и теми явлениями действительности, которые сложились в условиях векового господства этого строя. вместе с тем -- это широкое поэтическое полотно народной жизни россии в крепостную эпоху. продолжая то, чего достигли в изображении народа радищев, пушкин и гоголь, тургенев одновременно выработал новый метод изображения. по словам белинского, он "зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил образы крепостных крестьян, созданные тургеневым, были восприняты читателями как глубоко типические и навсегда сохранили это свое художественное достоинство. проникнутые духом антикрепостнического протеста н демократической гуманности, "записки охотника" сыграли важную роль в реализма, так же как и в развитии общественного самосознания. по свидетельству салтыкова-щедрина, они "положили начало целой , имеющей своим объектом народ и его нужды" и, вместе с другими произведениями тургенева, значительно повысили "нравственный и умственный уровень интеллигенции"