А. С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А. С. Пушкин написал поэму «Полтава» , в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя.
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А. С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А. С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А. С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
Типичные представители этого общества — Скалозуб и Молчалин. По возрасту их можно отнести к молодому поколению, но только по возрасту. Всеми же своими мыслями, поступками, манерами и суждениями они напоминают стариков. Они уже заражены отравленной атмосферой и не на поступки, которые отличают людей от животных. Живут в свое удовольствие, занимаются удовлетворением своих животных потребностей. Вот, например, Молчалин. Два его таланта — "умеренность и аккуратность". Сами по себе эти качества хороши, но смотря в чем. У Молчалина все сводится к тому, что если он будет молчалив, его никто не тронет. Отец завещал ему "угождать всем людям без изъятья". Это стало для него святым правилом. Поэтому, попав в дом Фамусова и став его секретарем, Молчалин избрал для себя наиболее выгодную позицию. Он говорит: "В мои лета не должно сметь свои суждения иметь". Он молчит, но не бездействует. Молчалин старается сделать все возможное, чтобы его заметили нужные ему люди. С Фамусовым он молчалив, осторожен в выборе выражений, ибо знает, что Фамусов боится молвы. Перед Скалозубом он расхваливает военную службу, хочет понравиться ему. Чацкий говорит о Молчалине:
Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет!
В нем Загорецкий не умрет!
В нем действительно не умрет Загорецкий. Он, как и Загорецкий, унижается и лицемерит, прислуживая господам. Сам он объясняет это так: "Ведь надобно ж зависеть от других!.. В чинах мы небольших!". Молчалин делает вид, что любит Софью, но ему совершенно все равно, как она к нему относится. Он принял вид любовника "в угоду дочери такого человека", как Фамусов. При Софье Молчалин пламенно влюблен. Когда же госпожи нет — он добивается внимания служанки, Лизаньки, осмеивает перед ней Софью. Но, к сожалению, он обязательно достигнет "степеней известных", ибо "Молчалины блаженствуют на свете".
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А. С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А. С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А. С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет!
В нем Загорецкий не умрет!
В нем действительно не умрет Загорецкий. Он, как и Загорецкий, унижается и лицемерит, прислуживая господам. Сам он объясняет это так: "Ведь надобно ж зависеть от других!.. В чинах мы небольших!". Молчалин делает вид, что любит Софью, но ему совершенно все равно, как она к нему относится. Он принял вид любовника "в угоду дочери такого человека", как Фамусов. При Софье Молчалин пламенно влюблен. Когда же госпожи нет — он добивается внимания служанки, Лизаньки, осмеивает перед ней Софью. Но, к сожалению, он обязательно достигнет "степеней известных", ибо "Молчалины блаженствуют на свете".