Стихотворение «обвеян вещею дремотой…» — настоящая жемчужина пейзажной лирики тютчева. лев толстой пометил его буквой «к.» («красота.»). благожелательно отозвался о нем и иван аксаков. по его мнению, особенно удалось поэту первое пятистишее, отличающееся правдою и красотой. кроме того, аксаков отметил, что в сравнении с другим тютчевским стихотворением «осенним вечером» выигрывает «обвеян вещею дремотой…». во втором произведении образ осени получился более сочувственным, нежным, умильным. пейзажная лирика тютчева вообще высоко оценивалась другими поэтами и писателями. стоит вспомнить только отзыв о ней николая некрасова. в одной из статей он хвалил федора ивановича за умение изобразить природу живо, грациозно, пластически-верно. «обвеян вещею дремотой…» — картина осеннего увядания. в этом стихотворении тютчев транслирует интересную мысль. по мнению поэта, порой истинная красота скрывается во внешнем уродстве. федор иванович рассматривает смерть и хаос в качестве точки отсчета для происхождения красоты, зарождения новой жизни после распада. подобный взгляд роднит творчество тютчева с наследием поэта-романтика уильяма вордсворта (1770 — 1850 как и в других произведениях федора ивановича, в пейзажной зарисовке «обвеян вещею дремотой…» внимательный читатель заметит одушевление природы. лес здесь грустит, растения улыбаются в последний раз. дело не только в олицетворениях, присущих поэзии как таковой. тютчев искренне считает, что природа обладает душой, любовью, свободой, собственным языком. в философской системе федора ивановича человек имеет право пытаться понять и разгадать ее, но успех представляется маловероятным. в стихотворении «обвеян вещею дремотой…» можно увидеть сопоставление природных циклов с человеческой жизнью. увядание осеннего леса сравнимо с людской старостью. осмелимся пойти несколько дальше. лирический герой стихотворения считает милым. по его мнению, есть некоторая прелесть в последней улыбке, хилой и немощной, того, что когда-то «цвело и жило». возможно, лирический герой «обвеян вещею дремотой…» — молодой человек, несколько презрительно относящийся к старости, так как пока не рассматривает ее для себя в качестве объективной реальности. впрочем, это только один из многочисленных вариантов толкования.
А. с. пушкин обращался к личности пугачева дважды: когда работал над документальной " пугачевского бунта" и когда писал "капитанскую дочку". повесть была написана в 1836 году, а "" пушкин закончил на два года раньше. поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. емельян пугачев в "капитанской дочке" — человек неоднозначный, но, несомненно, неординарный. отношение пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. горькие слова ("не господь видеть бунт, бессмысленный и беспощадный") стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. таков пушкинский пугачев, провозгласивший себя петром iii. когда его , что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает: "разве пушки на царей льются? " он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. а рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. "вором и разбойником" называет его комендант крепости миронов. ему присущи черты авантюриста. он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем. а гриневу, который глубже всех его понял, говорит: "гришка отрепьев над москвой ведь царствовал". от волжского разбойника у пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том "мундире", в который его одела судьба. рассказывая гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не "питаясь мертвечиной", а "напившись живой крови". реальный пугачев был страшнее. он мог приказать повесить "поближе к " мирного астронома ловица, мог отдать на расправу любовницу елизавету харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника лысова после пьяной ссоры. схваченный, пугачев молит екатерину ii о помиловании. когда граф панин назвал его вором, пугачев ответил: "я не ворон, я вороненок; ворон еще летает". панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. а пугачев.. опустился на колени и стал просить о помиловании. в народе все равно осталась яркая память о пугачеве-освободителе. когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели пугачева. разбойник или освободитель, пугачев был народным героем. только такого героя и мог породить в то время российский народ.