Хлестаков и хлестаковщина в пьесе н. в. гоголя "ревизор" по плану 1. поведение в трактире 2. встреча с городничем 3. отношение с женой и дочкой городничего 4. рассказ о своем высоком положении в петербурге 5. отношение окружающих к хлестакову
Содержание повести Пушкина «Капитанская дочка» нам всем хорошо известно — это воспоминания пожилого офицера, Петра Андреевича Гринева, о своей молодости, о пугачевском восстании, тех исторических событиях, невольным участником которых он оказался. Однако смысл «Капитанской дочки» более глубок, более тонок, более сакраментален. Смысл этот открывается при более внимательном чтении произведения, в процессе которого взаимоотношения двух героев — Гринева и Пугачева — предстают как величайший акт милосердия, выявления в человеке его Божественного начала.
Вспомним первую встречу героев. Вот незнакомый мужичок Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп.
Для Савельича услуга, оказанная мужиком «барскому дитяти», — естественна. Здесь нет речи о том, что дядька Гринева — холоп, нет, Савельич просто признает справедливость настоящего «мироустройства», существующих в обществе социальных отношений. К тому же Петруша не просто «барское дитя», а его любимый воспитанник. Как же не его в лютый буран? Однако сам Гринев вовсе не считает, что посторонний, незнакомый человек, пусть даже мужик, обязан оказывать ему услуги. Это очень важная черта в характере героя. Людей он оценивает не с точки зрения их социального положения и вытекающих отсюда последствий, а лишь по внутренним качествам их и поступкам. В этом, безусловно, сказывается идеализм юности, но в целом черта эта сохраняется в герое на протяжении всего повествования.
Именно такое миросозерцание рождает в Гриневе желание что-нибудь сделать для вожатого, как-то ему, отблагодарить. Однако образ Гринева реалистичен, что подразумевает многогранность и объемность характера, особую сложность психологии героя, обусловленной социальными условиями, возрастом и т. д.
Поэтому в этом подарке — не только благодарность за жизнь. Это еще и желание почувствовать себя взрослым, независимым, даже бывалым мужчиной сделать такой подарок. Здесь, как и в истории с Зуриным, Гринев хочет показать Савельичу, да и всем присутствующим, что перед ними не недоросль, путешествующий со своим дядькой, а уже барин, офицер, следующий к месту своего назначения.
Вместе с тем, в подарке этом много детскости. Гринев дарит вожатому тулупчик, который мал и ему самому. Тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.
Вот вторая встреча героев. Бунтовщики захватили Бело-горскую крепость, и уже должны были повесить героя, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет Гриневу жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. И опять Пугачев ведет себя достойно, лишь потребовав с Гринева обещания не выступать против восставших. Но и такого обещания не может дать ему офицер, присягавший императрице. Пугачев, пораженный искренностью молодого человека, не держит на него зла: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
М. Цветаева называет эту сцену «очной ставкой» внутри каждого из героев. «Очная ставка Долга — и Бунта, Присяги — и Разбоя, и гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин», — замечает поэтесса.
Три года был женат царь Берендей, но детей у него так и не было. Как-то он простился о своею царицей и на целых восемь месяцев уехал осматривать свои владения. На исходе девятого месяца он, уже на подъезде к столице, остановился отдохнуть. Захотел пить, и тут увидел в поле колодезь с плавающим на поверхности ковшом. Берендей поспешно ухватил ковшик, но тот бросился прочь от руки царя. Царь решил и так напиться, но, пока пил, его схватили за бороду. Голос потребовал отдать ему то, о чем сам царь и не знает. Берендей согласился, и, вернувшись домой, узнал, что у него родился сын. Вскоре царь Берендей забыл об уговоре, и только радовался, глядя, как растет царевич. А тот как-то въехал в густую чащу и услыхал шум в дупле. Из дупла появился чудной старик с зеленой бородой и передал Берендею, что пора отдавать долг. Царевич Иван рассказал все отцу, отчего тот побледнел и рассказал сну о произошедшем у колодезя. Иван поехал. Ехал он три дня, и только на исходе четвертого добрался до озера. На нем плавали тридцать сереньких, хохлатых уточек у самого берега, а на самом берегу лежало тридцать сорочек. Иван подполз и взял одну белую сорочку. Уточки вышли на берег, превратились в девиц, надели сорочки и улетели. И только она осталась на берегу. Она пообещала сослужить Ивану службу, если тот вернет ей сорочку. Она-де - дочь самого Кощея Бессмертного, зовут её Марья-царевна. Посоветовала, едва завидев царя Кощея, падать на колени и ползти. Они пустились в подземное царство Кощея, сам царь сидел на престоле, увенчанный светлой короной. Иван упал на колени и пополз - Кощей рассмеялся и сказал, что Ивану полагается отслужить три службы. Проспав ночь, на следующий день Иван пришел к Кощею на его зов. Кощей сказал, чтобы тот за ночь построил дворец с золотой кровлей, мраморными стенами, хрустальными окнами, регулярным садом вокруг, а в саду чтобы были пруды с карасями. Иван вернулся к себе, и тут увидел полетевшую к окну блестящую пчелку. Влетев, пчела обернулась Марьей-царевной. Сказала, чтобы Иван ложился спать, а утра встал пораньше: к тому времени дворец будет готов. Вторым заданием было выбрать Марью-царевну, младшую дочь, из всех тридцати. По уговору на щеке Марьи-царевны была Мошка, и Иван выбрал правильно. Но третье задание было сшить сапоги с оторочкой, пока будет гореть соломинка. Иван с Марьей решают бежать, а вслед за ними отправляется погоня. Марья превратила Ивана в железный мостик, а сама стала речкой. Не найдя их, погоня вернулась. Кощей опять послал их, и в этот раз Марь, Иван и конь стали дремучим лесом. Вернулась погоня снова. Тут сам Кошей отправился за беглецами. Марья обратилась церковью, Ивана обратила в монаха, а коня - в колокольню. Кощей вернулся домой. По пути Ивану захотелось въехать в прекрасный город. Царевна казала, чтобы тот не целовал младенца, и сама осталась ждать белым камнем. Но царевич поцеловал младенца и обо всем забыл. Царевна обратилась цветком, его вырыл и посадил в своей избушке старик. И начались чудеса. Проснется утром старик - а в избушке все убрано, к полудню всегда состряпан обед. Старуха посоветовала встать до восхода солнца и платком накрыть то, что в доме будет двигаться. Старик так и сделал, и ему явилась Марья. Старик рассказал ей, что Иван вскоре женится. Царевна пошла в город в образе крестьянки, приготовив Ивану пирог. Когда Иван отрезал верхушку, увидел двух голубей - один говорил, чтобы другой не уходил, а то забудет все, как забыл Марью-царевну Иван. Иван тут все вспомнил, и дальше оправился в путь Марьей. Приехали к царю Берендею, царь с царицей приняли их с огромной радостью. Сыграли свадьбу.
Содержание повести Пушкина «Капитанская дочка» нам всем хорошо известно — это воспоминания пожилого офицера, Петра Андреевича Гринева, о своей молодости, о пугачевском восстании, тех исторических событиях, невольным участником которых он оказался. Однако смысл «Капитанской дочки» более глубок, более тонок, более сакраментален. Смысл этот открывается при более внимательном чтении произведения, в процессе которого взаимоотношения двух героев — Гринева и Пугачева — предстают как величайший акт милосердия, выявления в человеке его Божественного начала.
Вспомним первую встречу героев. Вот незнакомый мужичок Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп.
Для Савельича услуга, оказанная мужиком «барскому дитяти», — естественна. Здесь нет речи о том, что дядька Гринева — холоп, нет, Савельич просто признает справедливость настоящего «мироустройства», существующих в обществе социальных отношений. К тому же Петруша не просто «барское дитя», а его любимый воспитанник. Как же не его в лютый буран? Однако сам Гринев вовсе не считает, что посторонний, незнакомый человек, пусть даже мужик, обязан оказывать ему услуги. Это очень важная черта в характере героя. Людей он оценивает не с точки зрения их социального положения и вытекающих отсюда последствий, а лишь по внутренним качествам их и поступкам. В этом, безусловно, сказывается идеализм юности, но в целом черта эта сохраняется в герое на протяжении всего повествования.
Именно такое миросозерцание рождает в Гриневе желание что-нибудь сделать для вожатого, как-то ему, отблагодарить. Однако образ Гринева реалистичен, что подразумевает многогранность и объемность характера, особую сложность психологии героя, обусловленной социальными условиями, возрастом и т. д.
Поэтому в этом подарке — не только благодарность за жизнь. Это еще и желание почувствовать себя взрослым, независимым, даже бывалым мужчиной сделать такой подарок. Здесь, как и в истории с Зуриным, Гринев хочет показать Савельичу, да и всем присутствующим, что перед ними не недоросль, путешествующий со своим дядькой, а уже барин, офицер, следующий к месту своего назначения.
Вместе с тем, в подарке этом много детскости. Гринев дарит вожатому тулупчик, который мал и ему самому. Тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.
Вот вторая встреча героев. Бунтовщики захватили Бело-горскую крепость, и уже должны были повесить героя, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет Гриневу жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. И опять Пугачев ведет себя достойно, лишь потребовав с Гринева обещания не выступать против восставших. Но и такого обещания не может дать ему офицер, присягавший императрице. Пугачев, пораженный искренностью молодого человека, не держит на него зла: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».
М. Цветаева называет эту сцену «очной ставкой» внутри каждого из героев. «Очная ставка Долга — и Бунта, Присяги — и Разбоя, и гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин», — замечает поэтесса.
Три года был женат царь Берендей, но детей у него так и не было. Как-то он простился о своею царицей и на целых восемь месяцев уехал осматривать свои владения. На исходе девятого месяца он, уже на подъезде к столице, остановился отдохнуть. Захотел пить, и тут увидел в поле колодезь с плавающим на поверхности ковшом. Берендей поспешно ухватил ковшик, но тот бросился прочь от руки царя. Царь решил и так напиться, но, пока пил, его схватили за бороду. Голос потребовал отдать ему то, о чем сам царь и не знает. Берендей согласился, и, вернувшись домой, узнал, что у него родился сын. Вскоре царь Берендей забыл об уговоре, и только радовался, глядя, как растет царевич. А тот как-то въехал в густую чащу и услыхал шум в дупле. Из дупла появился чудной старик с зеленой бородой и передал Берендею, что пора отдавать долг. Царевич Иван рассказал все отцу, отчего тот побледнел и рассказал сну о произошедшем у колодезя. Иван поехал. Ехал он три дня, и только на исходе четвертого добрался до озера. На нем плавали тридцать сереньких, хохлатых уточек у самого берега, а на самом берегу лежало тридцать сорочек. Иван подполз и взял одну белую сорочку. Уточки вышли на берег, превратились в девиц, надели сорочки и улетели. И только она осталась на берегу. Она пообещала сослужить Ивану службу, если тот вернет ей сорочку. Она-де - дочь самого Кощея Бессмертного, зовут её Марья-царевна. Посоветовала, едва завидев царя Кощея, падать на колени и ползти. Они пустились в подземное царство Кощея, сам царь сидел на престоле, увенчанный светлой короной. Иван упал на колени и пополз - Кощей рассмеялся и сказал, что Ивану полагается отслужить три службы. Проспав ночь, на следующий день Иван пришел к Кощею на его зов. Кощей сказал, чтобы тот за ночь построил дворец с золотой кровлей, мраморными стенами, хрустальными окнами, регулярным садом вокруг, а в саду чтобы были пруды с карасями. Иван вернулся к себе, и тут увидел полетевшую к окну блестящую пчелку. Влетев, пчела обернулась Марьей-царевной. Сказала, чтобы Иван ложился спать, а утра встал пораньше: к тому времени дворец будет готов. Вторым заданием было выбрать Марью-царевну, младшую дочь, из всех тридцати. По уговору на щеке Марьи-царевны была Мошка, и Иван выбрал правильно. Но третье задание было сшить сапоги с оторочкой, пока будет гореть соломинка. Иван с Марьей решают бежать, а вслед за ними отправляется погоня. Марья превратила Ивана в железный мостик, а сама стала речкой. Не найдя их, погоня вернулась. Кощей опять послал их, и в этот раз Марь, Иван и конь стали дремучим лесом. Вернулась погоня снова. Тут сам Кошей отправился за беглецами. Марья обратилась церковью, Ивана обратила в монаха, а коня - в колокольню. Кощей вернулся домой. По пути Ивану захотелось въехать в прекрасный город. Царевна казала, чтобы тот не целовал младенца, и сама осталась ждать белым камнем. Но царевич поцеловал младенца и обо всем забыл. Царевна обратилась цветком, его вырыл и посадил в своей избушке старик. И начались чудеса. Проснется утром старик - а в избушке все убрано, к полудню всегда состряпан обед. Старуха посоветовала встать до восхода солнца и платком накрыть то, что в доме будет двигаться. Старик так и сделал, и ему явилась Марья. Старик рассказал ей, что Иван вскоре женится. Царевна пошла в город в образе крестьянки, приготовив Ивану пирог. Когда Иван отрезал верхушку, увидел двух голубей - один говорил, чтобы другой не уходил, а то забудет все, как забыл Марью-царевну Иван. Иван тут все вспомнил, и дальше оправился в путь Марьей. Приехали к царю Берендею, царь с царицей приняли их с огромной радостью. Сыграли свадьбу.