, хоть половину сравнительная таблица по былинам "Садко" и "Вольга и Микула Селянинович" - Киевский цикл. Новгородский цикл место действия центральные персонажи основная тема сюжет
А. П. Чехов был непримиримым врагом пошлости и мещанства, высмеивал и презирал лгунов, самодуров, лентяев, непрофессионалов. Он предпочитал исследовать жизнь не в больших и общих явлениях, а в их частных выражениях в сфере быта. Этим он расширил возможности реализма, подняв мелкие и, на первый взгляд, неважные темы до уровня самых больших и глубоко значительных. Чехов создал реализм простейшего случая, раскрывавший сущность жизни в ее самых обыденных проявлениях. Рассмотрим рассказ «Хирургия» в качестве такого примера.
Самая большая известность в сатирических произведениях Чехова выпала на долю рассказа «Хамелеон» , написанного в 1884 году. Слово «хамелеон» стало символом двоедушия, лганья, предательства, пустомыслия, произвола, самодурства, холопства. Рассказ «Хирургия» был написан А. П. Чеховым также в 1884 году. По воспоминаниям брата М. П. Чехова рассказ написан на основе реальных событий и имеет реальных прототипов. Черты хамелеонства есть и у дьячка из "Хирургии" с его истинно хамелеоновскими переливами чувств, и у самого "хирурга" - земского фельдшера Курятина.
В рассказе Чехов высмеивает «горе-доктора» , который свое неумение, незнания прикрывает самохвальством, пустословием «.. Пустяки.. . — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. — Хирургия — пустяки. . Тут во всем привычка, твердость руки.. . Раз плюнуть...» . А на самом деле фельдшер, причинив ужасные мучения дьячку, так и смог ему, не смог вытащить зуб.
При этом фельдшер исполнен гордости от знакомства с сильными мира сего «..Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский.. . Тоже с зубом.. . Человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству.. . В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал.. . Долго мы с ним тут.. . Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно..» .
И в то же время фельдшер презирает злосчастного пациента, какого-то бедного дьячка «.. Невежа.. . Мало тебя в бурсе березой потчевали.. . Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил.. . образованность.. . один костюм рублей сто стоит.. . да и то не ругался.. . А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!..» .
Небольшой по объему сатирический рассказ, но, как и другие рассказы Чехова, необычайно емкий. Писатель дает краткие характеристики героев, но одного-двух предложений достаточно, чтобы охарактеризовать героя: «..фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние..» . В этом рассказе показаны обыкновенные люди, каких много вокруг, это типичный случай, который имел место более ста лет тому назад. Но если оглянутся кругом, то многие черты характера, которые высмеял Чехов в этом рассказе, можно найти и у наших современников.
Горький писал о ранних юмористических рассказах Чехова: «Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически мрачные шутки; стоит только внимательно прочитать его «юмористические» , рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и положениями - жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор.
Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «да будьте же вы.. . порядочнее!» - тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. Ненавидя все пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, и за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрека их внутренний смысл»
Маленькая девочка вспоминает рождественский рассказ своей бабушки. В рождественскую ночь один человек пошел искать огня. В его поисках он дошел до костра пастухов. Угли были нужны, чтобы обогреть мать и родившееся в пещере в этот день дитя. Стадо охраняли злые собаки. Но они не тронули человека, когда он шел к костру. Не проснулись и овцы, и пастух не ударил его палкой. Взяв угли из костра, человек этот не обжегся и не прожег одежду. Тогда пастух пошел вслед за человеком. В пещере пастух увидел замерзших мать и дитя, Он отдал свою теплую накидку из овечьей шкуры, чтобы согреть дитя. И тогда глаза его открылись. Пастух понял, почему никто не смог тронуть человека, посланного за огнем. В пещере было светло от теснящихся ангелов, славящих рождение младенца. Пастух увидел божественный свет и тоже поклонился ребенку. Это была священная рождественская ночь. Вот так, только доброе сердце пастуху прозреть. Никакой другой свет, кроме света твоего сердца не откроет глаза твои и не даст прозрения!
Самая большая известность в сатирических произведениях Чехова выпала на долю рассказа «Хамелеон» , написанного в 1884 году. Слово «хамелеон» стало символом двоедушия, лганья, предательства, пустомыслия, произвола, самодурства, холопства. Рассказ «Хирургия» был написан А. П. Чеховым также в 1884 году. По воспоминаниям брата М. П. Чехова рассказ написан на основе реальных событий и имеет реальных прототипов. Черты хамелеонства есть и у дьячка из "Хирургии" с его истинно хамелеоновскими переливами чувств, и у самого "хирурга" - земского фельдшера Курятина.
В рассказе Чехов высмеивает «горе-доктора» , который свое неумение, незнания прикрывает самохвальством, пустословием «.. Пустяки.. . — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. — Хирургия — пустяки. . Тут во всем привычка, твердость руки.. . Раз плюнуть...» . А на самом деле фельдшер, причинив ужасные мучения дьячку, так и смог ему, не смог вытащить зуб.
При этом фельдшер исполнен гордости от знакомства с сильными мира сего «..Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский.. . Тоже с зубом.. . Человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству.. . В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал.. . Долго мы с ним тут.. . Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно..» .
И в то же время фельдшер презирает злосчастного пациента, какого-то бедного дьячка «.. Невежа.. . Мало тебя в бурсе березой потчевали.. . Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил.. . образованность.. . один костюм рублей сто стоит.. . да и то не ругался.. . А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!..» .
Небольшой по объему сатирический рассказ, но, как и другие рассказы Чехова, необычайно емкий. Писатель дает краткие характеристики героев, но одного-двух предложений достаточно, чтобы охарактеризовать героя: «..фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние..» . В этом рассказе показаны обыкновенные люди, каких много вокруг, это типичный случай, который имел место более ста лет тому назад. Но если оглянутся кругом, то многие черты характера, которые высмеял Чехов в этом рассказе, можно найти и у наших современников.
Горький писал о ранних юмористических рассказах Чехова: «Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически мрачные шутки; стоит только внимательно прочитать его «юмористические» , рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и положениями - жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор.
Он был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе громко и открыто сказать людям: «да будьте же вы.. . порядочнее!» - тщетно надеясь, что они сами догадаются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее. Ненавидя все пошлое и грязное, он описывал мерзости жизни благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, и за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрека их внутренний смысл»
В рождественскую ночь один человек пошел искать огня. В его поисках он дошел до костра пастухов. Угли были нужны, чтобы обогреть мать и родившееся в пещере в этот день дитя.
Стадо охраняли злые собаки. Но они не тронули человека, когда он шел к костру. Не проснулись и овцы, и пастух не ударил его палкой. Взяв угли из костра, человек этот не обжегся и не прожег одежду. Тогда пастух пошел вслед за человеком.
В пещере пастух увидел замерзших мать и дитя, Он отдал свою теплую накидку из овечьей шкуры, чтобы согреть дитя. И тогда глаза его открылись. Пастух понял, почему никто не смог тронуть человека, посланного за огнем. В пещере было светло от теснящихся ангелов, славящих рождение младенца.
Пастух увидел божественный свет и тоже поклонился ребенку. Это была священная рождественская ночь.
Вот так, только доброе сердце пастуху прозреть. Никакой другой свет, кроме света твоего сердца не откроет глаза твои и не даст прозрения!