Роман Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писатель воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека. В этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников. Он крайне беден, худо одет, озлоблен против людей, но душевное состояние его было таково, что он даже не смущался своим видом. «Столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека», что «он менее всего совестился своих лохмотьев». Болезненно ощущая унизительность своего положения, Родион мучился сознанием бессилия облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В таком душевном состоянии у Раскольникова рождается протест против законов, моральных норм, которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью, развивая теорию деления людей на две категории: одни властвуют – это сильные личности, Наполеоны, удел других – вечное подчинение. Герой рассуждает «о разрешении крови по совести». И вот Раскольников совершает преступление – убивает старуху- процентщицу. Исповедуясь Соне, он заявляет: «Я сам хотел поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…» Разговор о старухе вызывает у Раскольникова мысль о том, можно ли пожертвовать жизнью одного человека для многих, можно ли загладить добрыми делами преступление. У Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление людям с теорией «сильной личности». Он полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи, возможность её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает от ужаса. Его теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: «Я себя убил, а не старушонку». Проба Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран и благодетель рода человеческого, а задуманный им путь не выдерживает суда совести. Совершенное кровавое дело опустошило его душу. Раскольников хотел привести мир к справедливости, но наполеоновский путь исключал равенство и братство. Только поняв антигуманность теории господства одним над другим, Раскольников становится на путь новой жизни, которая заключается в единении с людьми, в желании примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника.
Нигилизм-это философия отрицания, ставящая под сомнение важность и необходимость культурных, нравственных и моральных ценностей.
Нигилист Базарова-придерживается этого течения,но полюбив Одинцову, главный герой тем самым опроверг собственные теории и взгляды. Теперь он не может заниматься наукой, его мысли занимает чувство, которое он совсем недавно отрицал. Через короткое время после отъезда из Никольского, он снова возвращается обратно. Это можно оценить, как поступок влюбленного мальчишки. Он мечтает увидеть любимую и мечтает о счастье.Его отношение меняется не только к природе, но и к родителям. Когда Базаров возвращается домой второй раз, он чувствует их потребность в сыне, и теперь «перестал запираться», «бродил по огороду» с отцом. Хотя во время первого визита избегал общества своих родителей.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» вырос на почве русской действительности середины 60-х годов 19 века. Писатель воссоздал правдивую картину жизни обездоленных городских низов, мир нищеты и человеческих страданий. Этому миру отверженных противостоит лагерь хищников, хозяев жизни, бессердечных жестоких людей, презирающих человека. В этом мире нищеты и мечется в поисках выхода Родион Раскольников. Он крайне беден, худо одет, озлоблен против людей, но душевное состояние его было таково, что он даже не смущался своим видом. «Столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека», что «он менее всего совестился своих лохмотьев». Болезненно ощущая унизительность своего положения, Родион мучился сознанием бессилия облегчить собственную судьбу и судьбу матери и сестры. В таком душевном состоянии у Раскольникова рождается протест против законов, моральных норм, которые проповедуются для бедняков. Он пишет статью, развивая теорию деления людей на две категории: одни властвуют – это сильные личности, Наполеоны, удел других – вечное подчинение. Герой рассуждает «о разрешении крови по совести». И вот Раскольников совершает преступление – убивает старуху- процентщицу. Исповедуясь Соне, он заявляет: «Я сам хотел поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею…» Разговор о старухе вызывает у Раскольникова мысль о том, можно ли пожертвовать жизнью одного человека для многих, можно ли загладить добрыми делами преступление. У Раскольникова соединяются протест с индивидуализмом, стремление людям с теорией «сильной личности». Он полагал, что сможет соединить в себе власть Наполеона с назначением благодетеля, ведущего человечество к счастью, был уверен, что убийство ростовщицы окажется той пробой, которая докажет правоту его идеи, возможность её претворения в жизнь. Но оказалось всё не так. Убийство Алёны Ивановны и тем более Лизаветы превращало его в его же глазах в тирана и злодея. Раскольников потрясён, страдает, временами замирает от ужаса. Его теория не выдерживает проверки, и он сам сделать вывод: «Я себя убил, а не старушонку». Проба Раскольникова доказывала, что в одном лице несовместимы тиран и благодетель рода человеческого, а задуманный им путь не выдерживает суда совести. Совершенное кровавое дело опустошило его душу. Раскольников хотел привести мир к справедливости, но наполеоновский путь исключал равенство и братство. Только поняв антигуманность теории господства одним над другим, Раскольников становится на путь новой жизни, которая заключается в единении с людьми, в желании примкнуть к людям, глотнуть живой воды из чистого духовного источника.
Нигилизм-это философия отрицания, ставящая под сомнение важность и необходимость культурных, нравственных и моральных ценностей.
Нигилист Базарова-придерживается этого течения,но полюбив Одинцову, главный герой тем самым опроверг собственные теории и взгляды. Теперь он не может заниматься наукой, его мысли занимает чувство, которое он совсем недавно отрицал. Через короткое время после отъезда из Никольского, он снова возвращается обратно. Это можно оценить, как поступок влюбленного мальчишки. Он мечтает увидеть любимую и мечтает о счастье.Его отношение меняется не только к природе, но и к родителям. Когда Базаров возвращается домой второй раз, он чувствует их потребность в сыне, и теперь «перестал запираться», «бродил по огороду» с отцом. Хотя во время первого визита избегал общества своих родителей.
Объяснение: