Софья – племянница стародума, который является ее опекуном. имя героини имеет значение «мудрость» . в комедии софья наделена мудростью души, сердца, добродетели. софья – сирота. ее имением, в отсутствии стародума, простаковы, которые обкрадывают девушку. а когда они узнают, что у софьи большое приданое, то начинают борьбу за ее руку и деньги. но у софьи есть возлюбленный – милон, с которым она и которому остается верна. семейство простаковых-скотининых софья презирает и смеется над ним. девушка происходит от честных дворян, которые дали ей хорошее образование. софья умна, насмешлива, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает простакову за причинено ей зло) . героиня считает, что почет и богатство должны доставаться , что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. вокруг софьи группируются все положительные персонажи пьесы. они ей освободиться из-под опеки простаковых и соединиться с милоном в конце комедии. в образе митрофанушки в комедии дано сатирическое обличение подрастающего поколения крепостников, погрязших в своем невежестве. современники драматурга отмечали, что образ недоросля наделен правдивыми и типическими чертами, что делает его не только смешным, но и стршпнмм еноой реальностью.
Митрофанушка: митрофанушка (простаков митрофан) – сын помещиков простаковых. он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. соблюдая указ царя, митрофанушка учится. но делает это с большой неохотой. он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями) . митрофан груб и жесток. он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. митрофан остановился в своем развитии. о нем софья говорит: «он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет» . в митрофане сочетаются черты тирана и раба. когда план простаковой женить сына на богатой воспитаннице, софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. он униженно просит прощения и покорно принимает от стародума «свой приговор» - идти служить («по мне, куды велят») . рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой еремеевной, а, с другой стороны, всем миром простаковых-скотининых, у которых извращены понятия о чести. через образ митрофана фонвизин показывает деградацию дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. недаром скотинин называет митрофана «чушка проклятая» . причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании. образ митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. сейчас так говорят о невежественных и глупых людях. простакова: простакова – дворянка, мать митрофанушки и сестра тараса скотинина. ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини, а также на то, что в конце пьесы она попадает впросак. простакова – движущее лицо комедии. она замышляет женить митрофана на богатой воспитаннице софье (вопреки первоначальному намерению выдать ее за своего брата) . позже, когда ее планы рушатся, простакова хочет тайно обвенчать молодых (несмотря на протесты софьи) . главная черта в характере простаковой – безумная, животная любовь к сыну. она считает, что все, что выгодно для митрофана, - хорошо, что невыгодно, то плохо. при этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. так, пытаясь устранить соперника сына – своего брата скотинина, она вцепляется в его шею и т. д. таким образом, ее нравственные и моральные понятия полностью извращены. п. а. вяземский писал о простаковой: «смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего… истекают все сии свойства… » фонвизин видит две причины «злонравия» героини. первая, внутренняя, причина – невежество простаковой, не облагороженное воспитанием. вторая, социальная, - указ екатерины ii «о вольности дворян» , который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными без всяких ограничений. в конце пьесы простакова повержена. она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. ее крах – это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.