«Когда дни начинают пылиться и краски блекнут, я беру Грина. Я открываю его на любой странице, так весной протирают стекла в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве. Грин — один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости. С ним можно ехать в Арктику и на целину, идти на свидание. Он поэтичен, он мужественен». Так выразил благотворную силу воздействия Грина на читателя писатель Даниил Гранин.
Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.
Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться.
«Алые паруса» Грина — символ мечты, ставшей реальностью. Мечта Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить», как учил ее отец, умела «ждать вопреки всему». И она смогла сохранить свою веру в прекрасное, живя среди людей, которые «не умели рассказывать сказки и петь песни». Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне.
Белый парусник под алыми парусами — символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.
«Алые паруса» Грина — это еще утверждение верного достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грэй, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, сделавший когда-то игрушечную яхту с алыми парусами, которая принесла счастье его дочери.
По первоначальному замыслу А. С. Грина действие должно было происходить во время революции в холодном и голодном Петрограде. И назвал он свою повесть « Красные паруса »: ведь красный цвет — традиционный символ революции. Но позже явь и фантазия поменялись местами, действие перенеслось в придуманную Каперну (название, созвучное с новозаветным Капернаумом) , символизирующую людскую пустоту, глупость и бездуховность. Автор придумал порты и моря и вложил новый смысл в свое произведение. Теперь оно называлось «Алые паруса» , писатель исключил из него политическое значение красного цвета. Вместо этого появился алый — «цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен» . Как видим, любимый цвет А. Грина был выбран им не случайно: «К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада» . Само название повести «Алые паруса» , таким образом, стало глубоко символичным. Первое, что мы представляем себе, услышав его, это приближение, возвещение чего-то радостного, волшебного, прекрасного. Мы начинаем твердо верить в это волшебство, в это неизбежное счастье. И сюжет произведения с каждой страницей все больше и больше убеждает нас в истинности этой веры. Мы видим, что все сказочное, высокое, прекрасное, светлое, все то, что кажется иногда несбыточным, «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка» . Осознав это, сам Грин написал: «Я понял одну истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками. . .» Украсив действительность своими фантазиями, приблизив ее к сказке, автор, тем не менее, оставил ее необычайно реальной, призывая тем самым читателей неизменно верить в алые паруса. И читатели верили: алые паруса стали символом, гимном поколения 60-70-х годов XX столетия. В дальних плаваниях, у лесных костров, в палатках геологов, в студенческих отрядах слагали и пели песни со знакомыми именами и названиями городов. Верят и сегодняшние читатели, потому что, познакомившись с этим произведением и его героями, невозможно не проникнуться светлыми и добрыми надеждами. Таким образом, создав свою повесть и дав ей такое яркое название, Александр Грин создал неумирающий символ, который живет в сознании людей и, вероятно, будет продолжать жить еще много веков. Потому что, как бы ни менялся мир, так уж устроены люди, что они должны верить в мечту — светлую, чистую, прекрасную, — верить в то, что, какими бы нереальными ни казались их желания, они непременно исполнятся. «Вы пишете так, что все видно» , — сказал М. Слонимский, которому А. С. Грин первому прочитал свою повесть. И действительно, в произведении все так явно и реально, что мы видим, чувствуем, ощущаем все, что происходит с его героиней. Наверное поэтому каждая девушка ждет своего прекрасного принца, который непременно приплывет за ней на корабле с алыми парусами. И на этом корабле приплывет к ней ее настоящее счастье. Конечно, и корабль, и паруса, и принц — образные символы. Возможно, прекрасный принц ходит по улице рядом с нами — важно только, чтобы мы его встретили, чтобы он нас увидел. И полюбил. И захотел, подобно Грею, исполнить нашу мечту.
Думая об Александре Грине, мы, прежде всего, вспоминаем его повесть-сказку «Алые паруса». Эта сказочная феерия стала символом его творчества. Она вобрала в себя все лучшее, что есть в других произведениях Грина: красивую мечту и правдивую реальность, любовь к человеку и веру в его силы, надежду на лучшее и любовь к прекрасному.
Название повести многозначно. Чтобы парусное судно пришло в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть наполнена глубоким содержанием, тогда она имеет смысл. Если жизнь скучна и безрадостна, смыслом ее становится мечта. Мечта может так и остаться красивой, несбывшейся сказкой. Но может и осуществиться.
«Алые паруса» Грина — символ мечты, ставшей реальностью. Мечта Ассоль «ожила» потому, что девочка «умела любить», как учил ее отец, умела «ждать вопреки всему». И она смогла сохранить свою веру в прекрасное, живя среди людей, которые «не умели рассказывать сказки и петь песни».
Алый цвет шелка, выбранный Грэем для парусов «Секрета», стал цветом радости и красоты, которой так не хватало в Каперне.
Белый парусник под алыми парусами — символ любви и новой жизни для Ассоль, которая дождалась своего счастья.
«Алые паруса» Грина — это еще утверждение верного достижения счастья: «делать чудеса своими руками». Так считал капитан Грэй, осуществивший мечту незнакомой ему девушки. Так думал матрос Лонгрен, сделавший когда-то игрушечную яхту с алыми парусами, которая принесла счастье его дочери.
Теперь оно называлось «Алые паруса» , писатель исключил из него политическое значение красного цвета. Вместо этого появился алый — «цвет вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом, цвет этот — в многочисленных оттенках своих — всегда весел и точен» . Как видим, любимый цвет А. Грина был выбран им не случайно: «К нему не пристанут лживые или неопределенные толкования. Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада» . Само название повести «Алые паруса» , таким образом, стало глубоко символичным. Первое, что мы представляем себе, услышав его, это приближение, возвещение чего-то радостного, волшебного, прекрасного. Мы начинаем твердо верить в это волшебство, в это неизбежное счастье. И сюжет произведения с каждой страницей все больше и больше убеждает нас в истинности этой веры. Мы видим, что все сказочное, высокое, прекрасное, светлое, все то, что кажется иногда несбыточным, «по существу так же сбыточно и возможно, как загородная прогулка» . Осознав это, сам Грин написал: «Я понял одну истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками. . .» Украсив действительность своими фантазиями, приблизив ее к сказке, автор, тем не менее, оставил ее необычайно реальной, призывая тем самым читателей неизменно верить в алые паруса.
И читатели верили: алые паруса стали символом, гимном поколения 60-70-х годов XX столетия. В дальних плаваниях, у лесных костров, в палатках геологов, в студенческих отрядах слагали и пели песни со знакомыми именами и названиями городов. Верят и сегодняшние читатели, потому что, познакомившись с этим произведением и его героями, невозможно не проникнуться светлыми и добрыми надеждами.
Таким образом, создав свою повесть и дав ей такое яркое название, Александр Грин создал неумирающий символ, который живет в сознании людей и, вероятно, будет продолжать жить еще много веков. Потому что, как бы ни менялся мир, так уж устроены люди, что они должны верить в мечту — светлую, чистую, прекрасную, — верить в то, что, какими бы нереальными ни казались их желания, они непременно исполнятся. «Вы пишете так, что все видно» , — сказал М. Слонимский, которому А. С. Грин первому прочитал свою повесть. И действительно, в произведении все так явно и реально, что мы видим, чувствуем, ощущаем все, что происходит с его героиней. Наверное поэтому каждая девушка ждет своего прекрасного принца, который непременно приплывет за ней на корабле с алыми парусами. И на этом корабле приплывет к ней ее настоящее счастье. Конечно, и корабль, и паруса, и принц — образные символы. Возможно, прекрасный принц ходит по улице рядом с нами — важно только, чтобы мы его встретили, чтобы он нас увидел. И полюбил. И захотел, подобно Грею, исполнить нашу мечту.