Пословица имеет многогранный смысл. - При обряде и Таинстве Крещения священник надевает на крещаемого нательный крест как символ креста, на котором был распят Иисус Христос. Это величайший символ силы и власти Христовой. И заповедями Христа, изложенными в Евангелии, должен руководствоваться в своей жизни христианин. Это - его богатство, которое вор не украдет и моль и ржа не истребит. - «Без креста» - так говорили о безнравственном человеке на всякие мерзостные поступки и творящем, подобно бесу, только зло. Такой человек вызывает жалость своей духовной бедностью, что и отражает пословица. - Для настоящего православного человека внешнее благополучие значит мало. Он помнит слова Господа: «Царствие Божие внутрь Вас есть». Он знает, что все невзгоды надо принимать со смирением и терпением, что Бог не оставит человека в великой нужде. Пошлет милостивую душу: такого же человека, который Богатство "человека с крестом" - его вера и милосердие Божие. - Крестом также называют испытания, выпавшие на долю христианина. Но Господь дает каждому по его силам свой крест. И тяжкий крест для православного - знак внимания Всевышнего, эта ноша, данная для души человека. Но не беса.
В рассказе И.А.Бунина «Птицы небесные» студенту Воронову повстречался нищий Лука, за короткое время разговора дважды повторивший эту пословицу. Бледный, больной, изможденный, он говорил бодро и весело: «таким тоном, точно все обстояло вполне благополучно, кроме того, с чем уж ничего не поделаешь». Его отношение к жизни подчеркивает старая, ветхая, но аккуратно заштопанная одежда и вся аккуратность облика. За поданные студентом деньги он благодарит, но радости великой не испытывает. Ему и не к чему деньги! Он не беден, у него есть крест и твердая вера в произволение Божие. Смерти Лука не боится: «помирать-то не десять раз, а всего один», но не призывает ее с отчаяния, ему «и тут не плохо». Этой же ночью Господь прибрал его. На дороге Лука замерз в снежной буре.
Анализ С самого начала стихотворения возникают 2 ключевых образа, противоположных по эмоциональному звучанию. Первый образ выражен мотивом одиночества. Поэт скорбит о том, что в этот знаменательный день 19 октября, когда все друзья собирались вместе, он остался один. И этот мотив соединяется еще с одним-скорбью о невосполнимых утратах, о тех "чей глас умолк на братской перекличке". Таким образом создается эмоциональное напряжение, и оно все время нарастает благодаря возникающим и переходящим друг в друга лексическим цепочкам. Например, одиночество передается одним из ключевых образов "пустынной келье", "осенней стужи", "горьких мук" и, наконец, завершается темой "тайного рога" (темой смерти) , следовательно, очень длительной разлукой-"в этом мире разлукой навсегда". Главным изобразительными изобразительными становятся метафоры ("пустынная келья", "чужих небес любовник беспокойный" "в обители пустынных вьюг и хлада"), и повторяющиеся риторические вопросы ("но многие ль и там из вас пируют? ещё кого не досчитались вы? кто изменил пленительной привычке? ") и столь же риторические обращения ("к друзьям, которых рядом нет"). У меня возникает чувство сострадания к поэту, который этот день проводит в одиночестве, без друзей. Другой ключевой образ противоположный первому-это неразделимый союз, который с точки зрения поэта "прекрасен.. . неразделим и вечен". Для этой цели используется другой художественный прием противопоставления Царского Села всему миру. Отсюда еще одна лексическая цепочка, создающая сопутствующие образы мира холодного, жестокого, в котором преследуют опальных друзей поэта, и сам он в опале, но им всем Лицей-Отечество, в котором все друзья составляют единую семью. В эту же логическую цепочку входит сама тема поэта и поэзии, поскольку талант поэта сформировался в Лицее. Поэтому все образы соединяются центральным, который можно передать цитатой: "Благослови: да здравствует Лицей! " Стихотворение построено так, что концовка вновь возвращает читателя к началу. Опять возникает ключевой образ одиночества, затворничества, но все это относится уже к оставшемуся в живых лицейству. Это стихотворение соотносится со всеми произведениями Пушкина, посвященными этой же теме воспоминаний Лицея и, следовательно, своим друзьям. Например: "Князю А. М. Горчакову", Пущину "Помнишь ли, мой брат по чаще", "Послание Дельвигу" и т. д. Все эти и другие стихотворения объединяются темой дружбы и духовной близости. В этом отношении взгляды Пушкина никогда не менялись. Он верен был друзьям в самые трагические моменты их жизни. Таково стихотворение, посвященное друзьям-декабристам, то есть "Послание в Сибирь". Эту же тему дружбы каждый раз по-своему продолжали и другие поэты. У Лермонтова эта тема обретает, чаще всего трагический смысл. В его произведениях поэта-пророка не понимают, изгоняют, а в стихотворении, посвященном современникам, прямо говорится о том, что его поколение не оставит в мире никакого следа, оно заимствовало у предыидущего поколения только ошибки и заблуждения. Таково знаменитое стихотворение "Дума". Так же эта тема распространена среди зарубежных писателей. Например у Иоганна Гете в стихотворении "Ergo bibamus!" ("А по сему выпьем! ").
- При обряде и Таинстве Крещения священник надевает на крещаемого нательный крест как символ креста, на котором был распят Иисус Христос. Это величайший символ силы и власти Христовой. И заповедями Христа, изложенными в Евангелии, должен руководствоваться в своей жизни христианин. Это - его богатство, которое вор не украдет и моль и ржа не истребит.
- «Без креста» - так говорили о безнравственном человеке на всякие мерзостные поступки и творящем, подобно бесу, только зло. Такой человек вызывает жалость своей духовной бедностью, что и отражает пословица.
- Для настоящего православного человека внешнее благополучие значит мало. Он помнит слова Господа: «Царствие Божие внутрь Вас есть». Он знает, что все невзгоды надо принимать со смирением и терпением, что Бог не оставит человека в великой нужде. Пошлет милостивую душу: такого же человека, который Богатство "человека с крестом" - его вера и милосердие Божие.
- Крестом также называют испытания, выпавшие на долю христианина. Но Господь дает каждому по его силам свой крест. И тяжкий крест для православного - знак внимания Всевышнего, эта ноша, данная для души человека. Но не беса.
В рассказе И.А.Бунина «Птицы небесные» студенту Воронову повстречался нищий Лука, за короткое время разговора дважды повторивший эту пословицу. Бледный, больной, изможденный, он говорил бодро и весело: «таким тоном, точно все обстояло вполне благополучно, кроме того, с чем уж ничего не поделаешь». Его отношение к жизни подчеркивает старая, ветхая, но аккуратно заштопанная одежда и вся аккуратность облика. За поданные студентом деньги он благодарит, но радости великой не испытывает. Ему и не к чему деньги! Он не беден, у него есть крест и твердая вера в произволение Божие. Смерти Лука не боится: «помирать-то не десять раз, а всего один», но не призывает ее с отчаяния, ему «и тут не плохо». Этой же ночью Господь прибрал его. На дороге Лука замерз в снежной буре.
С самого начала стихотворения возникают 2 ключевых образа, противоположных по эмоциональному звучанию.
Первый образ выражен мотивом одиночества. Поэт скорбит о том, что в этот знаменательный день 19 октября, когда все друзья собирались вместе, он остался один. И этот мотив соединяется еще с одним-скорбью о невосполнимых утратах, о тех "чей глас умолк на братской перекличке". Таким образом создается эмоциональное напряжение, и оно все время нарастает благодаря возникающим и переходящим друг в друга лексическим цепочкам.
Например, одиночество передается одним из ключевых образов "пустынной келье", "осенней стужи", "горьких мук" и, наконец, завершается темой "тайного рога" (темой смерти) , следовательно, очень длительной разлукой-"в этом мире разлукой навсегда".
Главным изобразительными изобразительными становятся метафоры ("пустынная келья", "чужих небес любовник беспокойный" "в обители пустынных вьюг и хлада"), и повторяющиеся риторические вопросы ("но многие ль и там из вас пируют? ещё кого не досчитались вы? кто изменил пленительной привычке? ") и столь же риторические обращения ("к друзьям, которых рядом нет").
У меня возникает чувство сострадания к поэту, который этот день проводит в одиночестве, без друзей.
Другой ключевой образ противоположный первому-это неразделимый союз, который с точки зрения поэта "прекрасен.. . неразделим и вечен". Для этой цели используется другой художественный прием противопоставления Царского Села всему миру. Отсюда еще одна лексическая цепочка, создающая сопутствующие образы мира холодного, жестокого, в котором преследуют опальных друзей поэта, и сам он в опале, но им всем Лицей-Отечество, в котором все друзья составляют единую семью. В эту же логическую цепочку входит сама тема поэта и поэзии, поскольку талант поэта сформировался в Лицее. Поэтому все образы соединяются центральным, который можно передать цитатой: "Благослови: да здравствует Лицей! "
Стихотворение построено так, что концовка вновь возвращает читателя к началу. Опять возникает ключевой образ одиночества, затворничества, но все это относится уже к оставшемуся в живых лицейству.
Это стихотворение соотносится со всеми произведениями Пушкина, посвященными этой же теме воспоминаний Лицея и, следовательно, своим друзьям. Например: "Князю А. М. Горчакову", Пущину "Помнишь ли, мой брат по чаще", "Послание Дельвигу" и т. д. Все эти и другие стихотворения объединяются темой дружбы и духовной близости.
В этом отношении взгляды Пушкина никогда не менялись. Он верен был друзьям в самые трагические моменты их жизни. Таково стихотворение, посвященное друзьям-декабристам, то есть "Послание в Сибирь".
Эту же тему дружбы каждый раз по-своему продолжали и другие поэты. У Лермонтова эта тема обретает, чаще всего трагический смысл. В его произведениях поэта-пророка не понимают, изгоняют, а в стихотворении, посвященном современникам, прямо говорится о том, что его поколение не оставит в мире никакого следа, оно заимствовало у предыидущего поколения только ошибки и заблуждения. Таково знаменитое стихотворение "Дума".
Так же эта тема распространена среди зарубежных писателей. Например у Иоганна Гете в стихотворении "Ergo bibamus!" ("А по сему выпьем! ").