Тема природных зарисовок, преобладающая в лирике Тютчева, приобретает особую трактовку: она неотделима от философских размышлений автора. Пейзажные картины, служащие источником мыслей и впечатлений, представлены в динамике, противоборстве, трансформации.
«Вечер», создание которого относят к 1825—1829 гг., начинается с «фирменной» лексической анафоры «Как». Функция стилистической фигуры, задействованной в разных эпизодах поэтического текста, изменчива: в первой строке она передает авторскую заинтересованность, в последующих — организует сравнение.
«Колокольный звон» — центральный образ «Вечера». Звуковая доминанта отличается мелодичностью и приглушенностью: источник звона находится далеко, и до лирического «я» доходят лишь его отголоски. Интересно, что звуковая волна подобна дуновению ветра: она «веет» над открытым пространством «долины» и угасает, замирая в листве деревьев. Последняя наделяется оригинальным эпитетом, который также ассоциируется с фонетическим эффектом.
Первое из сравнений уподобляет далекий звон «шуму от стаи журавлиной». Показателен выбор лексемы «шум»: в авторской версии она получает дополнительное значение, связанное с приятным, гармоничным характером звука. «Шум» является средством выражения основного акустического образа.
Во втором катрене на смену фонетическим приемам приходят изобразительные. Начальное двустишие сообщает о неподвижности окружающей природы. Спокойствие погожего дня сравнивается с разливом весенних вод. Финальные строки посвящены наступающему вечеру: появление теней знаменует приход сумерек. Антитеза между дневным и вечерним пейзажами организуется по признаку пассивности и активности. В отличие от неизменной, будто застывшей картины дня, грядущая ночь несет череду трансформаций. Для ее характеристики применяются два наречия в сравнительной степени: «торопливей» и «молчаливей».
Умиротворенное настроение лирического субъекта отражают формальные особенности стихотворения: классический размер четырехстопного ямба, звукопись с опорой на гласные «о», «э», «и».
В тот же период появилось другое произведение со сходной тематикой — «Летний вечер». Художественное пространство этого творения содержит ночную картину звездного неба. Темнота и прохлада приносят долгожданное «освобождение от зноя» и таинственный «сладкий трепет», охватывающий природу.
Значение темы родины в лирике Сергея Есенина трудно переоценить. В автобиографии поэт скажет: «Чувство родины – главное в моём творчестве» . Своеобразие Есенинского дара заключается именно в сильнейшей связи с «почвой» , со своей малой и большой родиной. Это неудивительно если учесть тот факт, что Есенин рос и воспитывался в крестьянской семье. Он рано осознал себя «божьей дудкой» , призванной доносить звуки гармонии до человеческого уха. Вопреки надеждам родителей, карьеру сельского учителя Есенин променял на судьбу поэта. Это был правильный выбор – Есенин не только стал одним из крупнейших поэтов России всех времён, но и был признан народом и как бы присвоен последним себе. В чём же секрет этого явления? Очевидно, именно связь с родиной сыграла в этом ключевую роль. Ранние стихи Есенина посвящены теме деревенского быта. В стихотворении «В хате» описан мир русской избы глазами ребёнка. В это мир постоянного движения, и такие образы, как «старый кот у парного молока» , «кудлатые щенки» , «квас у порога» , «мать с ухватом» - зарисовка момента – это подчёркивают. Спустя секунду картина изменится, но неизменна будет её пестрота. В гармонии, словно единой семьёй, живут люди и домашние животные, причём такое единение всего живого видно и за пределами избы, где «кленёночек маленький матки зелёное вымя сосёт» . Взгляд поэта необыкновенно остр и точен, его превращения неживого предмета в часть единого природного организма достойна самой высокой оценки. Природа становится органичным наполнением для образа родины для поэта, поэтому конкретные образы сливаются в образ родного края:
Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.
Именно такое пёстрое «природное» наполнение делает сам образ незабываемо многоцветным и ярким. Своего пика вдохновение и восторг поэта достигают в цикле «Радуница» . Центральное стихотворение из цикла – «Гой ты, Русь, моя родная… » Лирический герой предстаёт в нём как паломник, захожий богомолец, который успел обойти всю нашу благодатную землю и которому есть что рассказать о ней. Его впечатления отражают всё то, что дорого простому русскому человеку: и низенькие околицы, и образа в ризах, и звонкий девичий смех – всё это чрезвычайно красиво именно потому, что так близко и понятно. Завершает картину восхищения родным краем красочная деталь, отражающая позицию автора:
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! » Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» .
Таким образом, очевидно, что именно любовь к родине определяет основной пафос Есенинской лирики. Однако постепенно границы видения поэта раздвинулись шире, и он затронул философское наполнение темы родины. В основе – сочетание земного и небесного начала. «Душа грустит о небесах, / Она нездешних нив жилица» , - заявляет поэт, что означает, что, хотя он очень любит свою родину, душа его стремится к горним высотам. Однако перу поэта принадлежат и такие строки:
О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку…
Они означают, что небо и земля вовсе не разделены для поэта, они словно смотрятся друг в друга, соединяются в единое целое. Как ни странно, точкой их пересечения становится для Есенина не что иное, как русская изба, которая четырьмя углами стоит на земле, а коньком устремлена в небо. Как мы видим, образ повторяется, но на самом деле не столь важен сам по себе образ, сколь значимы его цветовые эпитеты: изба становится золотой (поэтому образ обретает символическую окраску) , а Русь – голубой, синей, то есть небесной. Фактически, поэт придумал своё собственное, близкое ему, замещение традиционного сочетания «Святая Русь» :
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. и т. д.
Тема природных зарисовок, преобладающая в лирике Тютчева, приобретает особую трактовку: она неотделима от философских размышлений автора. Пейзажные картины, служащие источником мыслей и впечатлений, представлены в динамике, противоборстве, трансформации.
«Вечер», создание которого относят к 1825—1829 гг., начинается с «фирменной» лексической анафоры «Как». Функция стилистической фигуры, задействованной в разных эпизодах поэтического текста, изменчива: в первой строке она передает авторскую заинтересованность, в последующих — организует сравнение.
«Колокольный звон» — центральный образ «Вечера». Звуковая доминанта отличается мелодичностью и приглушенностью: источник звона находится далеко, и до лирического «я» доходят лишь его отголоски. Интересно, что звуковая волна подобна дуновению ветра: она «веет» над открытым пространством «долины» и угасает, замирая в листве деревьев. Последняя наделяется оригинальным эпитетом, который также ассоциируется с фонетическим эффектом.
Первое из сравнений уподобляет далекий звон «шуму от стаи журавлиной». Показателен выбор лексемы «шум»: в авторской версии она получает дополнительное значение, связанное с приятным, гармоничным характером звука. «Шум» является средством выражения основного акустического образа.
Во втором катрене на смену фонетическим приемам приходят изобразительные. Начальное двустишие сообщает о неподвижности окружающей природы. Спокойствие погожего дня сравнивается с разливом весенних вод. Финальные строки посвящены наступающему вечеру: появление теней знаменует приход сумерек. Антитеза между дневным и вечерним пейзажами организуется по признаку пассивности и активности. В отличие от неизменной, будто застывшей картины дня, грядущая ночь несет череду трансформаций. Для ее характеристики применяются два наречия в сравнительной степени: «торопливей» и «молчаливей».
Умиротворенное настроение лирического субъекта отражают формальные особенности стихотворения: классический размер четырехстопного ямба, звукопись с опорой на гласные «о», «э», «и».
В тот же период появилось другое произведение со сходной тематикой — «Летний вечер». Художественное пространство этого творения содержит ночную картину звездного неба. Темнота и прохлада приносят долгожданное «освобождение от зноя» и таинственный «сладкий трепет», охватывающий природу.
Ранние стихи Есенина посвящены теме деревенского быта. В стихотворении «В хате» описан мир русской избы глазами ребёнка. В это мир постоянного движения, и такие образы, как «старый кот у парного молока» , «кудлатые щенки» , «квас у порога» , «мать с ухватом» - зарисовка момента – это подчёркивают. Спустя секунду картина изменится, но неизменна будет её пестрота. В гармонии, словно единой семьёй, живут люди и домашние животные, причём такое единение всего живого видно и за пределами избы, где «кленёночек маленький матки зелёное вымя сосёт» . Взгляд поэта необыкновенно остр и точен, его превращения неживого предмета в часть единого природного организма достойна самой высокой оценки. Природа становится органичным наполнением для образа родины для поэта, поэтому конкретные образы сливаются в образ родного края:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Именно такое пёстрое «природное» наполнение делает сам образ незабываемо многоцветным и ярким. Своего пика вдохновение и восторг поэта достигают в цикле «Радуница» . Центральное стихотворение из цикла – «Гой ты, Русь, моя родная… » Лирический герой предстаёт в нём как паломник, захожий богомолец, который успел обойти всю нашу благодатную землю и которому есть что рассказать о ней. Его впечатления отражают всё то, что дорого простому русскому человеку: и низенькие околицы, и образа в ризах, и звонкий девичий смех – всё это чрезвычайно красиво именно потому, что так близко и понятно. Завершает картину восхищения родным краем красочная деталь, отражающая позицию автора:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю! »
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою» .
Таким образом, очевидно, что именно любовь к родине определяет основной пафос Есенинской лирики. Однако постепенно границы видения поэта раздвинулись шире, и он затронул философское наполнение темы родины. В основе – сочетание земного и небесного начала. «Душа грустит о небесах, / Она нездешних нив жилица» , - заявляет поэт, что означает, что, хотя он очень любит свою родину, душа его стремится к горним высотам. Однако перу поэта принадлежат и такие строки:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку…
Они означают, что небо и земля вовсе не разделены для поэта, они словно смотрятся друг в друга, соединяются в единое целое. Как ни странно, точкой их пересечения становится для Есенина не что иное, как русская изба, которая четырьмя углами стоит на земле, а коньком устремлена в небо. Как мы видим, образ повторяется, но на самом деле не столь важен сам по себе образ, сколь значимы его цветовые эпитеты: изба становится золотой (поэтому образ обретает символическую окраску) , а Русь – голубой, синей, то есть небесной. Фактически, поэт придумал своё собственное, близкое ему, замещение традиционного сочетания «Святая Русь» :
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть. и т. д.