рассказ астафьева «конь с розовой гривой» повествует об одном эпизоде из детства мальчика. рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. маленький мальчик отправляется собирать землянику, и бабушка обещает ему за это пряничного коня с розовой гривой. для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен. но мальчишка попадает под влияние своих друзей, которые свои ягоды и его «в жадности». но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. и мальчишка решается на мошенничество — он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее . мальчик хочет утром признаться бабушке, но не успевает. и она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки он даже не хочет идти домой. но потом возвратиться все-таки приходится. как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой. бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: «бери, бери, чего смотришь? глядишь, зато еще когда обманешь » и действительно, автор говорит: «сколько лет с тех пор прошло! сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»
Патриотичекая лирика занимает важное место в поэзии лермонтова. он любил россию. любовь поэта к родине так же проявлялась в ненависти к крепостному праву, царизму, насилию над личностью. стихотворение было написано в 1841 году. в нём были отражены сразу несколько понятий и придставлений, которые складывались на протяжении большого количества времени. всё это является разумом народа. это стихотворение можно назвать энциклопедией опыта и мудрости народа. в нём есть такие строчки: люблю отчизну я, но странною любовью! на мой взгляд, лермонтов называет свою любовь странной потому, что видит все недостатки россии однако продолжает любить её всем сердцем.