Хуліо Кортасар «Менади». Порівняйте характеристику і поведінку юрби з новели «Менади» та «оносорожене» суспільство з п’єси «Насороги» Е.Йонеско. Що поєднує ці спільноти? Чи можна стверджувати, що письменники у своїх творах порушують ті самі проблеми? Порівняйте відчуття оповідача у фіналі новели зі станом Беранже у фіналі п’єси «Носороги». Що об’єднує цих персонажів?
Пушкин, как человек своего времени и своего социального круга, исследовал, прежде всего, дворянское - «высшее» - общество. Он показал, как оно влияет на главных героев произведения – Онегина, Татьяну, Автора.
Евгений Онегин – центральный персонаж романа в стихах. Влияние общественной среды на формирование таких черт характера Онегина, как разочарованность в жизни, эгоизм, индивидуализм, показано в первых четырёх главах произведения. В авторском отступлении, вслед за этим описанием, Пушкин защищает своего героя. Он объясняет эгоизм Евгения социальными причинами. Герой, хотя и находится в конфликте со средой, не может решительно, раз и навсегда, порвать с петербургским обществом.
В шестой главе, где описана дуэль Онегина с Ленским, Пушкин показывает зависимость поведения современного ему человека от общественного мнения, от нравов среды, с которой герой связан происхождением, воспитанием, образом жизни. Приняв вызов, Онегин считал себя неправым и даже представлял, как можно успокоить Ленского и развеять его ревность. Но поступил он совсем не так, как ему подсказывала совесть и благоразумие. Онегин принял дуэль и тем самым исполнил роль безупречного дворянина.
В душе герой осуждает себя, но не находит мужества пойти против общественного мнения, даже если оно создаётся такими людьми, как бывший «глава повес» и «картёжной шайки атаман» Зарецкий. Ведь отказавшийся от вызова – это, с точки зрения законодателей светских мнений, либо трус, либо мошенник, с которым порядочные люди не должны иметь ничего общего. Автор сочувствует душевным терзаниям Онегина, ставшего жертвой общепринятой морали.
В восьмой главе, названной «Странствие» и позже не включённой в основной текст романа, автор сделал новый шаг в раскрытии взаимоотношений героя с обществом. Онегин посещает старинные русские города (Москву, Нижний Новгород, Астрахань, Новгород Великий) и едет на Кавказ. Контраст славного исторического этих городов и их современного общественного застоя вызывает у героя тоску.
Онегин принадлежит к поколению незаурядных представителей дворянского общества. «Между людей благоразумных» Онегин слывёт «притворным чудаком», потому что, с их точки зрения, отказываться от всего, что так притягательно для большинства – значит притворяться.
Онегин, под влиянием жизненного опыта (дуэль, путешествие), начал преодолевать свой эгоистический подход к людям. Он вновь «встречается» со светским обществом, однако на этот раз оказывается отвергнутым им. И это весьма закономерно – тот, кто живет истинной жизнью, не может иметь ничего общего с высшим светом.
Эту точку зрения Пушкин развивает на примере образ Татьяны Лариной. Вспомним, что эта девушка, в отличие от Онегина, воспитывалась вдали от общества. Следуя голосу своей души. Татьяна искала одиночества, дичилась людей:
Шаг 1: Введение
- Обращаем внимание на название рассказа "Смерть чиновника" и задумываемся о том, что может означать это название.
- Кратко представляем самого автора - Антона Павловича Чехова, его стиль письма и особенности его произведений.
- Уточняем, что основная цель анализа текста - понять художественную идею или основную мысль, которую хотел передать автор.
Шаг 2: Тема произведения
- Рассматриваем тему рассказа "Смерть чиновника". Она может быть выражена во множестве слов и понятий: смерть, чиновник, бюрократия, одиночество, безысходность и т.д.
- Даем определение выбранной теме и подбираем примеры из текста, которые ее иллюстрируют.
Шаг 3: Характеристика образов и их раскрытие
- Подбираем и описываем главные образы в рассказе "Смерть чиновника". В данном случае это может быть сам чиновник, его коллеги, соседи и т.д.
- Проводим анализ и опираемся на текст, чтобы дать подробные характеристики каждого образа: их внешность, поведение, мотивы действий и т.д.
- Собираем цитаты из рассказа, которые помогают раскрыть каждый образ.
Шаг 4: Художественно-выразительные средства и их роль
- Изучаем использование художественно-выразительных средств (употребление языка, описания, метафоры, эпитеты, символы и т.д.) в рассказе "Смерть чиновника".
- Анализируем, как каждое средство помогает автору создать нужное настроение, передать эмоции, усилить впечатление от произведения.
- Приводим примеры использования каждого средства из текста.
Шаг 5: Основная мысль рассказа
- Собираем предыдущие анализируемые элементы воедино и пытаемся понять главную мысль, которую хотел передать автор в рассказе "Смерть чиновника" - его художественную идею.
- Даем толкование основной мысли, опираясь на проведенные анализы и примеры из текста.
- Формулируем полученную информацию в лаконичное предложение.
Шаг 6: Заключение
- Подводим итог работы, утверждаем основные выводы и призываем учеников перечитать рассказ, обратив внимание на описанные аспекты.
- Ответим на вопросы учеников и дадим им возможность высказаться о своих впечатлениях и сделать собственные выводы.
В результате выполнения задания, ученик сможет подробно описать рассказ А.П. Чехова "Смерть чиновника", анализировать его тему, характеристику образов, использование художественно-выразительных средств и сделать вывод о главной мысли произведения.