I Часть 1. Установите соответствие
1.«19 октября» А) философская лирика
2.«Туча» Б) любовная лирика
3.«К ***» В) тема дружбы (3 б.)
2. Откуда взяты строчки
1.«19 октября»
2.«Туча»
3.«К ***»
А) И сердце бьётся в упоенье… Б) Одна ты наводишь унылую тень
В) Друзья мои, прекрасен наш союз! Г) Печален я, со мною друга нет
Д) Земля освежилась и буря промчалась Е) Тянулись тихо дни мои (3 б.)
3.Дописать:
Стихотворенье «19 октября» посвящено и было написано в году. (2 б.)
4. Выбрать верный ответ:
Кто из лицеистов не упоминается Пушкиным в стихотворении «19 октября»
А) Яковлев Б) Кюхельбекер В) Дельвиг Г) Пущин (1б.)
5. О ком Пушкин говорит: « Он взял Париж, он основал лицей»
А) Николай I Б) Петр I В) Александр I Г) Горчаков (1 б.)
6. В стихотворенье «Туча» Пушкин выразил мысль
А) о важности преобразований в обществе
Б) о вечном движении и вечном изменении жизни
В) о причинах возникновения грозы (1 б.)
7. Установите соответствия
1. Метафора 2. Эпитеты 3. Олицетворение
А) Ветер, лаская листочки древес
Б) По ясной лазури
В) Проглянет день
Г) Голос нежный
Д) Душе настало пробужденье
Ж) Мимолетное виденье (3 б.)
8. Свою работу по исследованию Пугачевского бунта А.С.Пушкин начал
А) с «Капитанской дочки»;
Б) с книги «Крестьянские бунты»;
В) с «Истории Пугачевского бунта» (1 б.)
9. Выберите в этом задании 2 варианта ответа:
Чем пользовался Пушкин при написании Истории Пугачёвского бунта
А) архивными материалами
Б) свидетельствами очевидцев
В) личными впечатлениями (1 б.)
10. После написания «История Пугачёвского бунта»
А) книга получила широкую известность у современников
Б) тираж книги раскупался плохо
В) книга была запрещена к изданию (1 б.)
11. Пушкин считал причиной пугачёвского восстания
А) жестокие действия правительства
Б) необразованность народных масс
В) желание Пугачева стать царём
Г) воинственную природу казачества (1 б.)
II часть
1. Закончите предложение:
Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица (1 б.)
2. Выберите 1 вариант ответа:
Повесть названа « Капитанская дочка», потому что Маша Миронова
А) единственный женский персонаж повести;
Б) нравственный идеал Пушкина;
В) стоит в центре сюжета;
Г) дочь русского офицера, исполнившего свой долг. (1 б.)
3. Кто произносит пословицу, ставшую эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»?
А) Савельич;
Б) Отец Петруши, Андрей Петрович Гринёв;
В) Петра Гринёва (1 б.)
4. Кому принадлежит высказывание: «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»:
А) Петру Гринёву;
Б) Екатерине II;
В) Савельичу
Г) Пугачёву (1 б.)
5. Почему Гринев отказывается служить Пугачеву?
А) не устраивает предложенная должность;
Б) сохраняет честь офицера и верность присяге;
В) считает его самозванцем. (1 б.)
6. Почему Пугачёв сохранил Гринёву жизнь?
А) уважал Гринёва за его отношение к бродяге как к равному;
Б) из-за воспоминаний о подаренном тулупе;
В) хотел показать приближённым своё благородство. (1 б.)
7. Почему Пугачёв отпустил Гринёва в Оренбург?
А) Пётр пообещал не воевать против бунтовщиков
Б) Пётр принёс Пугачёву присягу
В) Оценил его честность и искренность (1 б.)
8. Закончите фразу Ивана Кузьмича «Умирать так умирать: » (1 б.)
9. Какая черта характера Маши проявилась во время заточения у Швабрина?
А) Слабость
Б) Решительность
В) Трусость (1 б.)
10. К кому обратилась Маша Миронова, чтобы освободить Гринева из-под стражи?
А) к императрице Екатерине II
Б) к родителям Петра Гринёва
В) к Пугачеву (1 б.)
11. Какова в повести роль сказки об орле и вороне?
А) объясняет жизненную позицию самозванца
Б) вносит элемент загадочности
В) придаёт народность образу Пугачёва (1 б.)
12. Какие символические образы используются Пушкиным в повести:
А) буря, буран;
Б) виселица;
В) путь, дорога;
Г) могила;
Д) орёл, ворон;
Е) кинжал. (3 б.)
13. Чей это портрет?
«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть
А) Марии Мироновой;
Б) Василисы Егоровны;
В) Авдотьи
Доброта и жестокость в жизни главного героя повести Горького «Детство»
Главным героем повести «Детство», автором которой был М. Горький, стал маленький мальчик – Алеша. Так случилось, что отец мальчишки погиб, поэтому, он и его мама были вынуждены уехать в дом бабушки и деда.
Жизнь в доме Кашириных была сложной, ведь глава семьи очень часто проявлял агрессию, избивал бабушку, внука и других членов семьи. Когда мама пыталась заступиться за маленького мальчишку, старик приходил в еще большую ярость.
Жестокость окружающего мира проявилась и после того, как дом Кашириных разорился. Старик купец потерял все свои сбережения. Бывали ситуации, когда бабушка Алеши ходила и милостыню, чтобы хоть как-то прокормить семью. Мальчишка вынужден был собирать ветошь, воровать дрова из-под чужих домов. За такие поступки Алешу не любили в школе, хотя он показывал отличные знания.
Учась в школе, герой частенько ходил на уроки без книжек, ведь купить их было не за что. Некоторые учителя, такие, как священник, не пускали Алешу в класс без нужной книги. По этой причине, мальчишка был обделен грамотностью и образованностью.
Также, в своем детстве Алеша узнал, что такое смерть и каковы ее последствия. На глазах мальчонки не стало отца, матери и друга Цыганка.
Конечно, такие впечатления оставили неизгладимый след на его характере, повлияли на формирование личности.
Противоположностью всего этого жестокого мира стала любимая бабушка, которая была лучшим другом, лучшим советником, заменяя Алеше маму. Именно эта женщина привила герою любовь к фольклору, частенько читала ему сказки, выдумывали всевозможные истории. Бабушка научила Алешу верить в Бога, в его Всевышнюю силу.
Находясь уже в зрелом возрасте, автор повести, решается высказать свою благодарность такому доброму и нежному человеку, который приложил все усилия для того, чтобы вырастить мальчишку в ласке и любви.
ответ:Дуэль – один из самых рас в то время разрешения споров. Вот и в «Капитанской дочке» происходит поединок Гринёва и Швабрина. Герои – офицеры, находятся на службе и должны в случае опасности сражаться за крепость. Могут ли они рисковать собой из-за личной обиды? Чтобы ответить на этот во нужно вспомнить, что зачинщиком поединка был Швабрин, из-за ревности оскорбивший Машу. Гринёв же защищал доброе имя девушки, и это благое побуждение оправдывает его поступок.
Возможно ли ради достойной цели использовать недостойные средства? Эта проблема раскрывается в произведении на примере до пленного башкирца. Чтобы выведать нужную информацию, комендант крепости Иван Кузьмич предлагает высечь пленника. Однако выясняется, что тот не может говорить, потому что ранее на одной из пыток ему отрезали язык. А.С. Пушкин не случайно приводит такие страшные детали: он показывает, что недопустимо физически издеваться над человеком, даже если это обусловлено военной необходимостью.
Литература знает немало героев-альтруистов; но, увы, не реже встречаются и персонажи, чьи цели продиктованы лишь их собственными интересами. Таким в произведении Пушкина изображён Алексей Иванович Швабрин. Ради личной выгоды он готов на всё: ложь, вероломство, предательство… Во время службы в крепости он постоянно пытается подставить Гринёва, к которому испытывает неприязнь, оскорбляет Машу, отказавшуюся выйти за него замуж… Однако хуже всего, что Швабрин изменяет своему долгу, присягнув самозванцу-Пугачёву. В финале герой теряет то, к чему стремился, и вдобавок лишается всякого уважения со стороны других людей.
Главный герой, Пётр Андреевич Гринёв, – противоположность Швабрина. Даже в опасной для себя ситуации он остаётся верен своим убеждениям – например, отказывается принести присягу Пугачёву, так как находится на службе у государства. Ещё один показательный эпизод: когда Гринёв и Маша после всех трудностей, выпавших на их долю, получают свободу, Пётр Андреевич не отправляется домой, а принимает решение остаться в войске, поскольку война ещё не окончена. Благородство целей и средств, которые выбирает герой, в итоге возвращаются к нему успехом во всех делах.
Неоднозначно можно оценивать деятельность одного из ключевых персонажей – Емельяна Пугачёва. Он позиционирует себя как защитник народа – и, хотя восстание закончилось неудачей, оно действительно привлекло внимание к проблемам казаков и крестьян. Но какой ценой? Разрушенные города, десятки тысяч человеческих жизней… Однако в масштабах истории проблема целей и средств не имеет единственно правильного решения. Стоит ли лучшее будущее огромных жертв и потерь в настоящем? На этот во каждый должен ответить сам.
Объяснение: