В своей учительской практике я обращаюсь к рассказу «В прекрасном и яростном мире» примерно с конца 80-х годов; как показывает опыт, произведение это вполне доступно пониманию шестиклассников.
На его изучение, по моему мнению, следует отвести не менее двух часов.
В ходе первого занятия ребята знакомятся со статьёй о Платонове, помещённой в учебнике. Чтобы расширить круг представлений о художнике, привлекаю дополнительные материалы из следующих источников: Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества (Б-ка «Любителям российской словесности»). М.: Современник, 1990; Ласунский О. Г. Житель родного города. Воронежские годы Андрея Платонова. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999; Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. М., 1994; Задонский Н. Интересные современники. Любопытная старина. Воронеж, 1975.
Заранее даю ученикам индивидуальные задания: подготовить краткие сообщения о детстве писателя и годах учёбы, о первых шагах на литературном поприще, об участии в гражданской и Великой Отечественной войнах. В излишних биографических подробностях, безусловно, нет нужды, но сведения о том, как началась для Платонова взрослая, трудовая жизнь (а это, по его собственному признанию, произошло, когда ему было всего двенадцать лет), о том, как он работал в железнодорожных мастерских и на паровозе машиниста, важны в контексте данного урока.
На этом же занятии начинаем читать рассказ «В прекрасном и яростном мире». Дома учащиеся завершают чтение и выполняют устные задания из учебника по указанию учителя.
Весь второй урок всецело посвящаю анализу художественного текста.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», указывающий на то, что в центре авторского внимания находится изображение человеческой личности.
Обратимся к самому началу рассказа. “В Толубеевском депо, – сообщает повествователь, – лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев. Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда”.
«Шинель»– В этой повести Гоголь рассказывает нам судьбу маленького человека. Таких миллионы. Они не к чему не стремятся, их устраивает текущее положение вещей. Жизненный путь таких людей предрешён. Они рождаются, получают минимальное образование и наконец до конца жизни работают на одном месте, думая, что большего им не достичь. Таков Акакий Акакиевич и таково большинство людей во все времена. Они составляют унылую однообразную серость нашего общества.Многие считают, что такими люди становятся пртив своей воли, что их общественное положение не позволяет им выдвинуться дальше. Я же полагаю, что человек сам хозяин своей судьбы. Посмотрите, однажды А.А. предложили делать более трудную работу, но он отказался, не сочтя нужным хотя бы попробовать её выполнить.Таким Гоголь рисует главного героя своей повести. Надо отметить, что образ прописан очень красочно. В описаниях Гоголя нет ни одного белого пятна. Не даром всю первую половину произведение автор уделил именно ему. Но ближе к середине писатель вводит ещё одно действующее лицо. Это — шинель.И тут в жизни обычного серенького петербуржского чиновника появляется едва ли не первый раз в жизне цель. Ради неё он готов на всё. Из «состояния анабиоза» уважаемый Акакий Акакиевич возвращается в жизнь. Цель, желание лучшего, вот что вернуло его в неё.Но тут, после первых пор восторженного периода жизни обсуждаемого нами персонажа, у него наступает понимание, что он получил лишь один из атребутов богатства. Особенно хорошо это видно на балу, даваемом в честь его новой шинели. Но опьянённый роскошью элитных петербуржских кварталов, он возвращается в свой скромный район, с покосившимися деревянными хибарами. И тут с ним случается несчастье, круто повернувшее всю его жизнь.Можно ли назвать то, что случилось с А.А. нелепой случайностью? Мне кажется нет. Он замахнулся на вещь, которая подходит более для столичного франта, нежели для бедного гос. деятеля.И это было последним ударом для бедного Акакия Акакиевича. Погибла его единственная, казалось бы уже свершившаяся мечта. Его дух был сломлен, и я думаю, что сначало он умер духом, а потом, как следствие телом.Вот так вот и ушёл из жизни обыкновенный служащий среднего пошиба. И смерть его даже ни кем не была замечена. Он жил как многие, а умер от свой мечты. Трагичная, печальная получилась история. Но жизненая. А о чём, если не о жизни писал Гоголь?
В своей учительской практике я обращаюсь к рассказу «В прекрасном и яростном мире» примерно с конца 80-х годов; как показывает опыт, произведение это вполне доступно пониманию шестиклассников.
На его изучение, по моему мнению, следует отвести не менее двух часов.
В ходе первого занятия ребята знакомятся со статьёй о Платонове, помещённой в учебнике. Чтобы расширить круг представлений о художнике, привлекаю дополнительные материалы из следующих источников: Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества (Б-ка «Любителям российской словесности»). М.: Современник, 1990; Ласунский О. Г. Житель родного города. Воронежские годы Андрея Платонова. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1999; Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы к биографии. М., 1994; Задонский Н. Интересные современники. Любопытная старина. Воронеж, 1975.
Заранее даю ученикам индивидуальные задания: подготовить краткие сообщения о детстве писателя и годах учёбы, о первых шагах на литературном поприще, об участии в гражданской и Великой Отечественной войнах. В излишних биографических подробностях, безусловно, нет нужды, но сведения о том, как началась для Платонова взрослая, трудовая жизнь (а это, по его собственному признанию, произошло, когда ему было всего двенадцать лет), о том, как он работал в железнодорожных мастерских и на паровозе машиниста, важны в контексте данного урока.
На этом же занятии начинаем читать рассказ «В прекрасном и яростном мире». Дома учащиеся завершают чтение и выполняют устные задания из учебника по указанию учителя.
Весь второй урок всецело посвящаю анализу художественного текста.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», указывающий на то, что в центре авторского внимания находится изображение человеческой личности.
Обратимся к самому началу рассказа. “В Толубеевском депо, – сообщает повествователь, – лучшим паровозным машинистом считался Александр Васильевич Мальцев. Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда”.