I.Организационный момент - Сообщение темы, формулирование целей.
Звучит песня «Каменное сердце»
Слово учителя.
- Как жить, чтобы сердце не стало каменным, не ослепло?
- Почему кто – то дарит тепло людям, а кто – то в ответ на добрые дела бросает камни?
ответы на многие вопросы дают книги. Мы не зря называем уроки литературы уроками жизни. На примерах героев рассказов и повестей мы анализируем поступки людей, даем им оценки, извлекаем уроки для себя. А. П. Платонов, как и другие писатели, ищет ответы на эти вопросы на примере жизни своих героев. Давайте и мы попробуем вместе с ним и его героями подумать и ответить на эти непростые вопросы.
II. Работа с текстом
- Итак, давайте вспомним, что такое рассказ, который вы прочитали, каковы его отличительные особенности?
(Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Особенности: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов не очень разветвленная).
- К какому роду литературы относится это произведение?
(Эпос, т.к. повествует о событиях, происходящих с главным героем).
- История чьей жизни лежит в основе данного рассказа?
(Жизнь Юшки……)
- Это единственный герой рассказа?
(Нет. Но он отличается от всех и он главный)
- Каков он?
- Из чего складывается портрет героя?
(Внешность, одежда, походка, жесты, речь и т.д.)
- Найдите в тексте описание героя.
(«Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать.
Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы.
Одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой; зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые подшивал с осени и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.
Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар... У Юшки были свои: он их должен покупать на свое жалованье - 7 рублей и 60 копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, а пил воду...»
Он работал с утра до ночи. «Утром он шел в кузницу. А вечером шел обратно на ночлег. Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон Юшка уж спать пошел.»)
III. Анализ текста (работа в группах). Коммуникационная деятельность (исследование в группах)
1 группа: Как жил Юшка? Почему так жил?
Что было для него главным и важным? (душа и доброе сердце, а не материальные ценности)
Какое у него было сердце?
2 группа: Как жили односельчане? Почему? (по расчёту; для них главное в жизни - не любовь, а сытая жизнь; сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел «веселый прохожий», можно предположить, тоже с сахаром, после того, как убил Юшку.)
Какие сердца с были у них?
Найдите оценочные слова, которыми автор характеризует Юшку, односельчан.
ГРУППОВА РАБОТА (составить кластер)
- А теперь давайте подумаем, почему герои рассказа такие разные?
- Как вы понимаете данные понятия? Подберите к ним эпитеты.