I. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Пророк
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
II. Отметьте на вопросы.
1. Прокомментируйте сюжетную основу стихотворения? «Что происходит?»
2. Найдите основания для сопоставления поэта с библейским пророком? Какими качествами личности, по Пушкину, должен обладать истинный поэт? Что необходимо, чтобы поэт стал пророком?
3. Определите основную тональности стихотворения. Что общего в тональности стихотворения А.С. Пушкина с одами М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина?
4. Почему поэт должен быть глашатаем истины?
5. Как вы понимаете выражение «глаголом жги сердца людей»?
6. Проанализируйте лексику стихотворения. Какой смысл имеет обилие глаголов в повелительном наклонении в последних стихах? Какой характер придаёт тексту множество архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии и подберите синонимы из современного языка (заполните таблицу):
Пушкинская лексика
Синонимы в современном языке
он много времени тратил каждое утро на свой туалет
и дети из флигеля напротив постоянно следили за ним.
однажды пан уляницкий решил, что у него много времени
уходит на заботы, и он нанял мальчика.
это был сын кухарки люси петрик.
но вскоре его мать подняла крик, что ее сына избивают
и петрик ушел из усложения.
тогда пан уляницкий поехал к своему отцу и вернулся
уже с десятилетним мальчиком-сиротою мамериком,
которого он купил себе у какого-то помещика.
дети захотели подружиться с мамериком, но он сначала
избегал встречи с ними.
вскоре они подружились и узнали, что пан уляницкий скуп,
постоянно бьет мамерика и дает только вылизывать
после себя судочки с едой.
дети начали подкармливать мальчика.
а вскоре на их глазах пан уляницкий выпорол мамерика.
дети начали вести скрытую войну против пана,
он часто бегал за ними с розгами.
вскоре мамерик убежал от пана и спрятался среди дров,
он не хотел возвращаться и готов был даже утопиться.
сначала дети его кормили, а когда родители узнали
о случившемся, то рассказали хозяйке дома пане
коляновской. коляновская пригрозила уляницкому
выгнать его из дома и он был вынужден капитулировать.
мамерик вернулся к нему, но вскоре уляницкий
забрал мамерика и выехал из дома.
так дети начали свое знакомство с крепостным строем.
Молоді художниці Сью та Джонсі, які оселилися в невеликому кварталі Гриніч-Вілідж, зіткнулися з певними труднощами. Дівчата жили бідно, а восени Джонсі раптово захворіла на пневмонію. Невідомо, чим би закінчилася історія хвороби Джонсі, якби не старий Берман, котрий намалював на стіні листок плюща. Зрозумівши безвихідь становища Джонсі, він вирішив врятувати бідну дівчину, пожертвувавши своїм власним життям.
Мабуть, кожний, хто прочитав новелу О. Генрі, зрозумів, що таке справжнє співчуття й милосердя, що треба бути уважнішими до тих, хто поруч, вчитися «бачити» серцем.
Герої іншої новели О. Генрі «Дари волхвів» Джим і Делла пожертвували один заради одного тим найдорожчим, що в них було. Як відомо, волхви принесли дари немовляті Ісусу Христу від щирого серця. Делла відрізала і продала волосся, щоб купити ланцюжок для годинника Джима, а Джим продав батьківський годинник, щоб купити гребінці для розкішного волосся Делли. Вони це зробили в ім'я любові. Молоді люди чисті душею, як діти. Саме так автор називає їх, захоплюючись їхнім вчинком. Джим і Делла мудрі серцем. Тому вони і є волхвами.