и сказками 4. Сравни сказ п. п. Бажова с рассказами по вопросам. 1) Есть ли автор у произведения? 2) Где происходит действие? 3) Есть ли рассказчик? 4) Каковы герои произведения (вымышленные, ре ИЛИ Вымы альные, волшебные)? 5) Каковы события сказа (реальные ленные)? 6) Есть ли волшебные предметы или : 7) Есть ли повторы? Найди черты сходства и различия. Заполни табли Рассказ Сказка Черты
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
В "Бородине" в полную силу звучит мотив противопоставления "богатырям" "нынешнего племени", современников, не на подвиги, утративших духовную связь с народом. Этот разрыв между Россией дворянской и Россией народной трагически осмысливается поэтом. Народная Россия живет по истинным человеческим законам, когда индивидуальность, личность не противопоставляет себя обществу, но черпает силу в своем единении с народом. Солдат, ведущий повествование в "Бородине", говорит одновременно и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Неслучайно в стихотворении постоянно встречается местоимение "мы". Лермонтов вскрывает основополагающее свойство русской народной психологии: личность существует не сама по себе, но в слиянии с общиной. Это, по убеждению Лермонтова, и принесло победу русскому войску. Поэт нашел удивительную "точку отсчета": на сражение он смотрит не глазами полководца, как это было принято, а глазами обычного рядового солдата, чей героизм сказался не в совершении выдающихся подвигов, но в самом строе мыслей, поведении, мироощущении. В этом незаметном рядовом героизме и есть истинная причина победы России. Кто вел войска русские в бой? Царь? Генералы? Ничего подобного, народ шел сам, повинуясь внутреннему порыву, стремясь отстоять Отечество, освободить Русь.
Не полководцы вели солдат в сражение, но сами солдаты направляли удар, торопили "командиров":
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Так бесхитростно понимает солдат смысл выбора для решающего сражения Бородинского поля: есть где "разгуляться"! И в этой наивности - глубокая мудрость, ибо русскому крестьянину, волею судьбы ставшему воином, для победы достаточно чувствовать, знать, что от него зависит судьба России:
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: "Как наши братья умирали!" В страшную минуту люди объединяются для защиты родины, забывают о сословных различиях. Солдат с любовью вспоминает о командире, погибшем в сражении:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
И эти естественные для людей взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет "нынешнее племя", когда не достоинства человека, а принадлежность к высшему обществу решает судьбу.
Идея одухотворенного труда о картине Тропинина «Кружевница» как то звучит не по делу.На портрете изображена молодая симпатичная девушка за исполнением кружева. Она ухожена. пышет здоровьем. Поэтому , то. что она делает кружево — воспринимается, так — коль девушка такая душка и не выглядит измученной, то работа для нее в удовольствие. Пальчики рук так симпатично, игриво, написаны, что тяжесть труда не воспринимаешь, а воспринимаешь. что плетение кружев для девушки — даже в радость
Может надо учесть. что девушка, скорей всего крепостная, и работа ее — плетение кружев , является занятием не по выбору,а по приказу. господина барина. Но не смотря на приказной труд, девушка талантлива и ей нравится плести красоту кружева.. (Что человека вдохновляет красота, выходящая из под его рук? Что человек таким образом творец? И труд таким образом одухотворен?) Поэтому и возникло слово одухотворенный, когда труд скрашивается желанием и умением и талантом самого человека.