Идея романа «Робинзон Крузо»
Заполните пропуски в тексте.
Здесь, на острове, начинается «
» героя. Судьба не сразу забросила его сюда.
Сначала он, вопреки родительской воле, бежал из дома, вел разгульную жизнь, попал в
плен. В аллегорическом (иносказательном) смысле кораблекрушение стало для него чем-то
вроде за грехи. А жизнь на острове – своеобразным
путем
самопознания, искупления грехов и
. Постепенно герой понимает, каково
истинное
человека расплаты
прозрение
возрождением
предназначение
введение Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете.. идея, образы, Какие образы, слова создают ощущение тишины и покоя? (Пруд, заглохший, затянутый ряской, даёт ощущение одинокого места, где редко бывают люди. Тростник чуть шумит, и появляется сказочный образ Алёнушки, рождается настроение ожидания чуда. У Кедрина - туманная ночь, эпитет «тихая», также сказочный образ царевны Несмеяны) Прочитайте 2 строфу стихотворения А. Прокофьева. Что вы видите? Какую картину представляете? Для чего её рисует поэт? Что пытается нам передать? (Поэт рисует прекрасную девушку, используя несколько деталей: венок из красных гвоздик и белых лилий и синее платье с рисунком, похожим на тополиный пух. Чувство восхищения красотой девушки и её близостью к природе) настроение, Прочитайте 2 строфу в произведении Д. Кедрина. Какую картину вы представляете? Какое чувство рождается у читателя? (В этой строфе рождается чувство тревоги, близости какой-то опасности. Об этом говорят слова «Лихая сила, ножичек сапожный, глухая околица». Мы можем почувствовать хрупкость всего красивого и родного, возможность разрушения.) Какие слова передать чувство тревоги, опасности? Как показывают борьбу жизни и смерти оба поэта? Какими словами поэты говорят о продолжении жизни? (Мёртвая вода зарастает буйно травой, жизнь побеждает. Хотя пруд и заглохший, а вокруг него цветёт багульник. Так в стихах Прокофьева. У Кедрина – «краса нетленная», хотя и ножичек над нею. Терпение русских людей («всё ты вынесла и снова»), богатство родного края («раздолье нив»), продолжение жизни через возвращение в сказку («песенку Алёнушки поёшь») рисует словами поэт) худ. средства, У Прокофьева - Цветовая гамма: зеленая ряска, красные гвоздики, белые лилии, синее платье, золотые обручи . Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки заключениеКакие строки стихотворений говорят о течении времени, смене поколений, продолжении жизни? (по 3 и 4 строфам) (Прокофьев использует звукопись в 4 строфе: «кукушка кукует». Чем больше «куку», тем дольше проживёшь, так считали люди, и надежда на долгую жизнь . А образ тропинки, которая не заросла и ведёт к берегу, уже рассеивает настроение одиночества, ведь по ней ходит много людей. Завершает картину образ щедрого солнца и круга-обруча. Круг – образ повторения жизненного цикла в природе. У Дмитрия Кедрина круговое движение также представлено. Лирический герой признаётся, что, бродя по свету, вернулся бы на родину умирать. Он говорит о верности родному краю. Автор помнит свою историю, традиции своего народа (песенка Алёнушки) и гордится ими. Память возвращает его в детство, к матери). Стихотворение А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Оно посвящено родной природе и Родине и было написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. Александр Прокофьев выразил своё впечатления от картины Васнецова «Аленушка» , передав в своём стихотворении любовь к родной земле.
Тонкий знаток человеческой души, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в своих произведениях касался самых сложных философских вопросов. Он не боялся поднимать те темы, которые заставляют задуматься над нравственными проблемами общества и каждого человека в нем.
Одним из таких произведений великого мастера слова является рассказ «После бала», героем которого является полковник. Рассказ начинается с разговора о том, что не только среда может менять отношение человека к миру, но и один единственный случай. На рассказчика Ивана Васильевича именно случай с полковником произвел неизгладимое впечатление, поменявшее его мировосприятие.
В первый раз Иван Васильевич встречает полковника на балу. Он предстаёт перед гостями «добродушным старичком», «богачом-хлебосолом», имеющим придворное звание. Гостей встречали вместе с женой, такой же добродушной и приветливой хозяйкой. Но самым важным человеком на этом чудесном балу была их дочь Варенька, в которую рассказчик был пылко влюблен. В свете романтического настроя полковник Пётр Владиславович выглядел достойно, красиво, статно, свежо. Лицо украшали зачесанные височки, усы и бакенбарды. Военная грудь была чуть выпячена вперед, украшенная орденами. Во время танца с дочерью рассказчика изумили опойковые сапоги полковника, которые выглядели старомодно. Оказалось, что полковник не растрачивал деньги на себя, а радовал нарядами Вареньку. Чувство истинного восхищения полковником добавило пыл в любовных чувствах Ивана Васильевича.
Однако произошедшая под утро сцена в корне изменила отношение рассказчика к полковнику. Он предстает в обстановке прилюдного наказания татарина за попытку бегства. Наказание отличалось особой жестокостью – татарина прогоняли через ряд солдат со шпицрутенами, и руководил экзекуцией полковник. Теперь на нем была военная шинель и фуражка. Вчерашнего знакомого он не признал. Полковник ударил по лицу солдата, который ослабил удар по спине татарина. Его злобный и грозный вид, гневный голос произвели на рассказчика жуткое, неизгладимое впечатление. Иван Васильевич поспешил удалиться, и чувства к Вареньке постепенно угасли в его сердце.
Один и тот же человек, но в разных жизненных ситуациях, совершенно по-разному оставили впечатления в душе рассказчика. Если на балу полковник выглядел как гостеприимный старичок отец, безгранично любящий свою дочь, то в ситуации наказания бедного татарина он оказался жестоким тираном, не имеющим ни жалости, ни других человеческих чувств.
Для 8 класса
Источник: Сочинение Полковник на балу и после бала 8 класс Толстой