Идейное содержание стихотворения (в стихотворении говориться о том
не то, что мните вы, природа:
не слепок, не бездушный лик —
в ней есть душа, в ней есть свобода,
в ней есть любовь, в ней есть язык…
вы зрите лист и цвет на древе:
иль их садовник приклеил?
иль зреет плод в родимом чреве
игрою внешних, чуждых
они не видят и не слышат,
живут в сем мире, как впотьмах,
для них и солнцы, знать, не дышат,
и жизни нет в морских волнах.
лучи к ним в душу не сходили,
весна в груди их не цвела,
при них леса не говорили
и ночь в звездах нема была!
и языками неземными,
волнуя реки и леса,
в ночи не совещалась с ними
в беседе дружеской гроза!
не их вина: пойми, коль может,
органа жизнь глухонемой!
души его, ах! не встревожит
и голос матери
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения “Сон Обломова”, в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: “Почему я такой?” — и во сне получает ответ на свой вопрос. “Сон Обломова” — это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.
Уникальность романа “Мастер и Маргарита” заключается прежде всего в сложной мотивной структуре, в многообразном переплетении повторяющихся динамичных образов, тем. Связи между ними в основном ассоциативны, причём иногда логика сцеплений может быть обратной. Именно эта особенность романа создаёт сложность при его анализе, поэтому, рассматривая ключевую для понимания произведения сцену бала, постараемся понять логику ассоциативных связей и от неё “протянуть ниточки” к общей образной структуре и проблематике романа