2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Сюжет: - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); - без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с которых созданы эти образы: Какую лексику использует автор: - бытовую, повседневную - литературную, книжную - публицистическую - архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения. Необходимо: - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Рифма: аабб - парная; абаб - перекрёстная; абба - кольцевая. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; - определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; - гипербола - художественное преувеличение; - ирония - скрытая насмешка; - литота - художественное преуменьшение; - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; - паралеллизм; - сравнение; - эпитет - художественное определение.
7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) - антитеза/противопоставление; - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; - повторы/рефрен; - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; - ассонанс - повторение гласных; - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское "Я". - сам автор, - рассказ от лица персонажа, - автор играет какую-то роль.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
1. Автор раскрывает внутренний мир героя, страдащего от неразделенных чувств. Этим он хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви.
2. Произведение о внутренних переживаниях молодого юноши, встретившегося с неразделенными чувствами.
3. Главный герой - молодой поэт, который полюбил безответно. Он разочарован, с потухшими глазами. Ему больно. Свои чувства он выражает игрой на свирели и тихим стоном
4. Автор подчеркивает внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого он сам является.
Объяснение:
«Певец» Александр Пушкин
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?
Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?
Анализ стихотворения Пушкина «Певец»
Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков. Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам и стараясь выдерживать свои произведения в высокопарном стиле. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение «Певец», созданное в 1816 году. Оно абстрактно по своему содержанию, однако имеет необычную форму. Написанное пятистопным ямбом, который так любил поэт, это произведение обладает одной особенностью: каждое его четверостишие заканчивается пятой строфой виде вопроса. Фактически стихотворение представляет собой отдельные куплеты, поэтому еще при жизни Пушкина оно было положено на музыку и превратилось в романс. Что же касается смысловой нагрузки, то в этом произведении Пушкин делает упор не только на повторяющийся рефрен, который в романсе выполняет роль припева, но и на внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого сам и является.
Необходимо учесть, что 17-летний поэт уже успел постичь горечь любовного разочарования, поэтому пребывал в весьма угнетенном душевном состоянии. Он слишком близко воспринял к сердцу своей мимолетный летний роман с дочерью соседского помещика, поэтому главного героя стихотворения изображает, как «певца любви, певца своей печали». Стоит, впрочем, отметить, что с этого момента грусть становится верной спутницей всех романтических увлечений поэта, и Пушкин считает это вполне закономерным явлением. Именно по этой причине своего певца поэт наделяет прискорбной улыбкой и потухшим взором, а его песню считает «унылой и простой».
У рефрена в виде вопроса, повторяющегося после каждого четверостишия, помимо смысловой нагрузки есть и еще одна задача – привлечь внимание читателей к образу страдающего юноши. Именно поэтому поэт спрашивает, видели ли его окружающие, слышали ли они его песню и вздохнули ли, заглянув в глаза человеку, наполненные тоской и разочарованием? Таким нехитрым образом Пушкин хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви. Поэт не подозревает, что подобное испытывают не только юноши, но и люди более зрелого возраста, потому что от неудачных романов никто не застрахован. Именно поэтому романс «Певец» до сих пор входит в репертуар эстрадных исполнителей, так как бессмертные строки этого произведения находят отклик в душе тысяч слушателей.
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема стихотворения:
- пейзаж;
- общественно-политическая;
- любовная/интимная;
- философская.
Сюжет:
- есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
- без сюжета: образы чувств (...).
4. Художественные средства, с которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
- бытовую, повседневную
- литературную, книжную
- публицистическую
- архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
'_ _ _ дактиль;
дольник;
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба - кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
- гипербола - художественное преувеличение;
- ирония - скрытая насмешка;
- литота - художественное преуменьшение;
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
- олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
- паралеллизм;
- сравнение;
- эпитет - художественное определение.
7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
9. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.
10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, , роман в стихах, песня, сонет и т.д.
1. Автор раскрывает внутренний мир героя, страдащего от неразделенных чувств. Этим он хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви.
2. Произведение о внутренних переживаниях молодого юноши, встретившегося с неразделенными чувствами.
3. Главный герой - молодой поэт, который полюбил безответно. Он разочарован, с потухшими глазами. Ему больно. Свои чувства он выражает игрой на свирели и тихим стоном
4. Автор подчеркивает внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого он сам является.
Объяснение:
«Певец» Александр Пушкин
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?
Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?
Анализ стихотворения Пушкина «Певец»
Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков. Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам и стараясь выдерживать свои произведения в высокопарном стиле. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение «Певец», созданное в 1816 году. Оно абстрактно по своему содержанию, однако имеет необычную форму. Написанное пятистопным ямбом, который так любил поэт, это произведение обладает одной особенностью: каждое его четверостишие заканчивается пятой строфой виде вопроса. Фактически стихотворение представляет собой отдельные куплеты, поэтому еще при жизни Пушкина оно было положено на музыку и превратилось в романс. Что же касается смысловой нагрузки, то в этом произведении Пушкин делает упор не только на повторяющийся рефрен, который в романсе выполняет роль припева, но и на внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого сам и является.
Необходимо учесть, что 17-летний поэт уже успел постичь горечь любовного разочарования, поэтому пребывал в весьма угнетенном душевном состоянии. Он слишком близко воспринял к сердцу своей мимолетный летний роман с дочерью соседского помещика, поэтому главного героя стихотворения изображает, как «певца любви, певца своей печали». Стоит, впрочем, отметить, что с этого момента грусть становится верной спутницей всех романтических увлечений поэта, и Пушкин считает это вполне закономерным явлением. Именно по этой причине своего певца поэт наделяет прискорбной улыбкой и потухшим взором, а его песню считает «унылой и простой».
У рефрена в виде вопроса, повторяющегося после каждого четверостишия, помимо смысловой нагрузки есть и еще одна задача – привлечь внимание читателей к образу страдающего юноши. Именно поэтому поэт спрашивает, видели ли его окружающие, слышали ли они его песню и вздохнули ли, заглянув в глаза человеку, наполненные тоской и разочарованием? Таким нехитрым образом Пушкин хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви. Поэт не подозревает, что подобное испытывают не только юноши, но и люди более зрелого возраста, потому что от неудачных романов никто не застрахован. Именно поэтому романс «Певец» до сих пор входит в репертуар эстрадных исполнителей, так как бессмертные строки этого произведения находят отклик в душе тысяч слушателей.