Морозко у мачехи живут родная дочка и падчерица. старуха решает согнать падчерицу со двора и приказывает своему мужу везти девушку «во чисто поле на трескун-мороз». тот повинуется. в чистом поле мороз красный нос девушку. она ласково отвечает. морозу становится жалко падчерицу, и он не замораживает ее, а дарит платье, шубу, сундук приданого. мачеха уже справляет поминки по падчерице и велит старику съездить в поле, тело девушки, чтобы похоронить. старик возвращается и привозит свою дочь — живую, нарядную, с приданым! мачеха приказывает, чтобы ее родную дочь отвезли на то же самое место. мороз красный нос приходит посмотреть на гостью. не дождавшись от девушки «хороших речей», он убивает ее. старуха ожидает возвращения дочери с богатством, но вместо этого старик привозит лишь холодное тело.
Песнь о Емельяне Пугачеве передаёт уважительное отношение народа к своему герою так как сожалеет о его судьбе,
народ сочувствует Пугачеву.
В песне «Пугачев в темнице» использован прием параллелизма: —высоко восходит звездочка — в темнице (низко)
сидит Емельян Пугачев. Но можно и по другому интерпретировать слова "Высоко, звезда, да ты восходила, —
Выше леса, выше тёмного, Выше садика зелёного" здесь как бы говорится о "высоком взлёте" Пугачёва и последующем
"падении" на дно темницы.
Эпитет «добрый молодец» подчёркивает отношение к герою.
Строки: „Кандалы, мои кандалики,
Кандалы мои тяжёлые"- усиливают описание тягот, пережитых Пугачевым в темнице.
Ну и конечно, вывод кроется в последних строках: "Доставались мне кандалики,... За походы удалые, за житьё свободное! "
Причём, ключевыми являются слова "житьё свободное". Именно за надежду освобождения от крепостного труда, за надежду
обретения свободы и возлюбили в народе Емельяна Пугачева.
Трагизм самой песни как раз и обусловлен поимкой и заключением в темницу народного любимца, с личностью которого
были связаны надежды крестьянства и "работного люда" на освобождение от рабского труда.