II. ответ на задания второй части необходимо дать в виде слова или сочетания слов. В1. Какое явление природы наблюдают Игорь и его дружина, выступив в поход?
В2. Чем окончился первый бой русских с половцами?
В3. Назовите средство художественной выразительности, основанное на уподоблении одних предметов или явлений другим: «серым волком по полю кружил».
В4. Как называется описание природы, при которого автор «Слова…» создаёт художественный образ Русской земли: «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»?
В5. Древнерусский текст «Слова…» содержит устаревшие слова: «шеломы», «ярый», «стяги». Укажите названия таких слов.
В6. Назовите художественный приём, позволивший автору «Слова…» наделять явления природы или неодушевлённые предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги глаголют».
III. Развёрнутый ответ на вопрос (дайте связный ответ на вопрос в объёме 3 – 10 предложений).
С1. Перечислите особенности древнерусской литературы.
С2. Сформулируйте и обоснуйте своё согласие или несогласие с позицией Д.С. Лихачёва: «В образе князя Игоря Святославича подчёркнуто, что исторические события сильнее, чем его характер. Его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями эпохи, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош…» или
С3. Сформулируйте идею «Слова о полку Игореве».
или
С4. Охарактеризуйте особенности композиции «Слова о полку Игореве».
1. Основные герои эпизода - красавица Оксана и кузнец Вакула. Их окружают веселые девушки. У Одарки Оксана видит красивые черевички. Она с завистью говорит, что Одарке повезло: у неё есть такой человек, который ей покупает такие вещи. Тогда Вакула, полный решимости угодить капризной Оксане, обещает её достать такие черевички, "какие редкая панночка носит". Но Оксана согласна только на туфельки самой царицы, и тогда она выйдет замуж за того, кто её их достанет.
2. Метафоры: кучи девушек ввалились; бывал от них без ума
Гипербола: крики, хохот, рассказы оглушили кузнеца;
Эпитеты: славные черевики; ненаглядная Оксана; гордая красавица
Сравнение: такие черевики, какие редкая панночка носит.
Метафоры усиливают зримость и наглядность изображаемого, передают неповторимость, индивидуальность предметов или явлений.
Гипербола усиливает выразительность изображаемого, придает мыслям яркую эмоциональную окраску.
Эпитеты усиливают выразительность изображаемых предметов или явлений, выделяют их наиболее существенные признаки.
Сравнения используются в тексте с целью создания более ярких, выразительных образов и подчеркивания каких-либо существенных признаков предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.
3. Эпизод имеет ключевое значение в данном тексте. С него начинается развитие основного действия. Вскоре после данного Вакулой обещания он, оседлав черта, приказал: "Вези меня сей же час на себе, слышишь, неси, как птица!" И черт понес его в Петербург, к царице.
Объяснение:
По возвращении, братьев-богатырей встретил верный пес. Собака показала братьям тело царевны: в тоске по девушке, пес проглотил остатки яблока и тоже умер. Богатырям жаль хоронить вновь обретенную сестру. Девушка не выглядит трупом: ощущение, что царевна лишь спит. Тогда богатыри соорудили для красавицы гроб из хрусталя, который поместили в одной из горных пещер.
Царица, снова спрашивая зеркало о своей красоте, наконец, получает положительный ответ: прекраснее нее нет женщины. Елисей ищет царевну во всех уголках мира. Никто ничего не слышал о возлюбленной юноши. Ветер указывает Елисею путь к гробу девушки. Горюя, Елисей «ударился» о пристанище царевны: хрусталь разбился, и девушка внезапно обрела жизнь.Идея сказки – в победе добра над злом, в торжестве справедливости. Сказки Александра Пушкина полны волшебства и чудес. Однако, исследователь Владимир Пропп считает, что добрая сказка о мертвой царевне скрывает жестокую традицию инициации. Сказки мира отличаются похожими сюжетами. Это навело ученого на мысль, что на самом деле все произведения сохраняют сказание об одном событии – о моменте взросления. Смерть – это символ перехода из одного состояния в другое.