Инструкция: вам предлагаются задания в тестовой форме с одним правильным ответом. Укажите букву правильного ответа.
1. В какой праздник гадали девушки в поэме В.А. Жуковского «Светлана»
А) Рождество Б) Крещение В) Благовещение
2. Сколько времени нет вестей от друга Светланы?
А) один год Б) два года В) три года
3. Какая птица прилетела во сне к Светлане?
А) ворон Б) сорока В) голубь
4. Чему удивлялся Слепцов в рассказе В. Набокова «Рождество»?
А) что он жив Б) красоте зимнего утра В) красоте появившейся бабочки
5. Как называется канун Рождества?
А) святой день Б) Крещение В) Сочельник
2. Укажите 3 сходства В.А. Жуковского «Светлана» с волшебной сказкой. ( )
3. Выпиши из текста рассказа В.В. Набокова «Рождество» 3 цитаты, которые показывают, как нарастало горе Слепцова от начала рассказа к концу рассказа. ( )
4. Найдите в рассказе В.В. Набокова «Рождество» 3 противопоставления. ( )
Я не знаю, как остальные,
Но я чувствую жесточайшую
Не по ностальгию —
Ностальгию по настоящему…
Одиночества не искупит
В сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
Задыхаюсь по-настоящему…
«По настоящему» и «по-настоящему» — разница в дефисе, но разница смысловая. В первом случае «настоящее», которое осмысливается в противоположность во втором — в противоположность «искусственному, поддельному, ложному». Игра на совмещении двух смыслов слова «настоящее» — «современное», «подлинное» — приводит к пониманию исторического процесса как постоянного «улучшения» жизни и нравов, если не действительного, то по крайней мере желательного для поэта («Что то К лучшему…»), к противопоставлению искусства и жизни, к объявлению недостатков пережитками В этом стихотворении Андрей Вознесенский развивает традиции футуризма в сфере художественной формы, активно используя неправильные и редкие рифмы, поэтические неологизмы, вводя в стихи разговорную, а подчас грубую лексику, предпочитая близкий к ритмам разговорной речи тонический стих.
В 70-80-е годы гуманное чувство в стихах Вознесенского становится более острым, зрелым и действенным. Поэт обнаруживает и внутреннюю потребность всем сердцем переживать чужие горести и беды, немедленно откликнуться, прийти на помощь людям. Он остро реагирует на сложность и боли современного мира, хотя еще не всегда вносит ясность и определенность в поток своих ощущений. Но естественность чувства и простота формы побеждают и у него, все реже уступая место рассудочности и усложненным построениям. Поэт выражает свое «я» в разных ипостасях. Он, например, необыкновенно чуток к женскому страданию, к женской боли, к унижению чувства человеческого достоинства именно в женщине. Это вообще одна из лучших традиций русской классической литературы от Некрасова до Блока и Маяковского. Вознесенский — достойный преемник этой традиции.
Образ и характеристика Беликова в рассказе "Человек в футляре"
Беликов - учитель греческого языка:
"...некий Беликов, учитель греческого языка, мой товарищ..."
Внешность Беликова:
"...своими темными очками на бледном, маленьком лице, – знаете, маленьком лице, как у хорька..."
"...и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой..."
"...рядом с ней Беликов, маленький, скрюченный, точно его из дому клещами вытащили..."
"...говорил он мне со слабой кривой улыбочкой..."
Даже в хорошую погоду Беликов ходит в калошах, с зонтом и в теплом пальто:
"...Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате..."
"...однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком..."
"...человек, который во всякую погоду ходит в калошах..."
"...А под вечер оделся потеплее, хотя на дворе стояла совсем летняя погода..."
Возраст Беликова - за 40 лет:
"...Ему давно уже за сорок..."
Беликова называют "человеком в футляре", потому что он любит одиночество и прячется от окружающего мира:
"...еще глубже ушел в свой футляр..."
"...у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний..."