Действие любой классицистической пьесы должно соответствовать правилу трех единств: места, времени и действия. Действие в классицистической пьесе, с ее строгим и обязательным делением на пять актов, занимает не более 24 часов. Считалось, что прямое время действия, показываемого на сцене, совпадает с физическим временем зрительского восприятия, а в перерывах между актами протекает 2–4 часа.
Общенациональный театр во Франции возник только с приходом в драматургию величайшего европейского комедиографа Мольера. В его творчестве складывается новая европейская комедия, формируется французский национальный театр. Его комедия объединила народный дух с духом классицизма. Мольер уравнял в правах высокую комедию с трагедией, слывшей до него привилегированным жанром в рамках литературы классицизма. Эстетика Мольера отличалась — в рамках классицизма — значительным своеобразием. Схематичность образов, надуманность сюжетных ходов и положений были ему глубоко чужды. Цель пьес своих он видел в нравственном наставничестве и затем уже в развлечении зрителя.
Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места (дом г-на Журдена) , времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи) . В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.
Хотя, следуя традициям классицизма, Мольер и выпячивал в характерах героев ту или иную черту, заострял на ней развитие действия и внимание читателя, его художественное обобщение возводило в уровень типичного не только одну какую-либо страсть, но и сам образ.
Противопоставляя трагедии — ведущему жанру классицизма — комедию, Мольер ратовал за жизненность, предметность искусства, прочную связь его с реальными событиями времени. Не до конца выдержано единство действия – в пьесу введена побочная линия любви слуг, а язык приближается к народному.
Драматургия Мольера произвела переворот в театре. Мольер разбил господствовавшие до него строгие каноны классицизма, согласно которым в пьесе могли действовать лишь благородные по происхождению герои, изъясняющиеся “высоким стилем”. Пьеса «Мещанин во дворянстве» тому яркий пример.
Стихотворение «Властителям и судиям» является «гневной одой» , как сам назвал свое произведение автор. В этом стихотворении поэт выражает свое живейшее возмущение несправедливостью и жестокостью власть придержащих. В самом начале стихотворения Державин говорит о том, что, пусть властители неподвластны земному суду, есть высший судия – Бог, который рано или поздно рассудит всех.
Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
Поэт говорит о высшей справедливости как об идеале, к которому должно стремиться человечество. Но, увы, в действительности все обстоит совершенно иначе. «Земные боги» , как называет Державин властителей, думают только о своих низменных интересах. Хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных законов.
Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Властители и судьи равнодушны к беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца. Они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. Но так будет далеко не всегда. Высшая справедливость рано или поздно восторжествует. И даже царь окажется перед лицом Бога. И все дела его и поступки будут известны тому, кто всех сильней:
И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!
Все земное рано или поздно найдет своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено. Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях.
Действие в классицистической пьесе, с ее строгим и обязательным делением на пять актов, занимает не более 24 часов. Считалось, что прямое время действия, показываемого на сцене, совпадает с физическим временем зрительского восприятия, а в перерывах между актами протекает 2–4 часа.
Общенациональный театр во Франции возник только с приходом в драматургию величайшего европейского комедиографа Мольера. В его творчестве складывается новая европейская комедия, формируется французский национальный театр. Его комедия объединила народный дух с духом классицизма.
Мольер уравнял в правах высокую комедию с трагедией, слывшей до него привилегированным жанром в рамках литературы классицизма.
Эстетика Мольера отличалась — в рамках классицизма — значительным своеобразием. Схематичность образов, надуманность сюжетных ходов и положений были ему глубоко чужды. Цель пьес своих он видел в нравственном наставничестве и затем уже в развлечении зрителя.
Поскольку комедия писалась в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классицистической пьесы триединство: единство места (дом г-на Журдена) , времени (действие укладывается в 24 часа) и действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи) . В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.
Хотя, следуя традициям классицизма, Мольер и выпячивал в характерах героев ту или иную черту, заострял на ней развитие действия и внимание читателя, его художественное обобщение возводило в уровень типичного не только одну какую-либо страсть, но и сам образ.
Противопоставляя трагедии — ведущему жанру классицизма — комедию, Мольер ратовал за жизненность, предметность искусства, прочную связь его с реальными событиями времени. Не до конца выдержано единство действия – в пьесу введена побочная линия любви слуг, а язык приближается к народному.
Драматургия Мольера произвела переворот в театре. Мольер разбил господствовавшие до него строгие каноны классицизма, согласно которым в пьесе могли действовать лишь благородные по происхождению герои, изъясняющиеся “высоким стилем”. Пьеса «Мещанин во дворянстве» тому яркий пример.
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Поэт говорит о высшей справедливости как об идеале, к которому должно стремиться человечество. Но, увы, в действительности все обстоит совершенно иначе. «Земные боги» , как называет Державин властителей, думают только о своих низменных интересах. Хотя на самом деле их долгом является соблюдение земных законов.
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Властители и судьи равнодушны к беззащитным и слабым, в их груди бьются равнодушные и жестокие сердца. Они сознательно отказываются видеть беды вокруг себя. Но так будет далеко не всегда. Высшая справедливость рано или поздно восторжествует. И даже царь окажется перед лицом Бога. И все дела его и поступки будут известны тому, кто всех сильней:
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Все земное рано или поздно найдет своей конец. И напрасно думают властители, что все им позволено. Каждое деяние будет оценено Богом, и тогда уже будет поздно раскаиваться в своих прегрешениях.